Балансировка — один из основных видов обслуживания колеса. При дисбалансе у автомобиля появляется вибрация, возрастает расход топлива, быстрее изнашивается резина и подвеска. Новаторским решением этой проблемы стала балансировка колёс шариками. Новация появилась на Западе, специально для большегрузных авто. Однако, идея получила распространение в среде легковых колёс. В чём особенность данного метода балансировки, как происходит процесс, какие преимущества и недостатки есть у этого способа, об этом далее.
Особенности балансировки колес шариками
Идея балансировки бисером возникла по той причине, что даже новые грузовые покрышки поступают в продажу с некачественной отцентровкой. В следствии чего шины быстро изнашиваются и наносят ущерб подвеске ТС. Что касается балансировочных станков для грузовых колёс, то они есть только в специализированных шиномонтажных мастерских для большегрузов. Именно такой дефицит профильных мастерских стал триггером для разработки метода балансировки бисером.
Идея оказалась не новой, так как ранее практиковалась одним из американских водителей дальнобойщиков в середине 50-х годов ХХ века. Однако, массового интереса и распространения не получила.
Задумка американца была хорошей, но далёкой от совершенства. Материал гранул не давал достигнуть необходимого качества самобалансировки. В 1997 году канадские инженеры доработали идею. Патент на изобретение получила компания Counteract Balancing Beads Inс. Технологи разработали стеклянные шарики в силиконовой оболочке с электростатическими свойствами.
При движении бисер трётся о резину и прилипает к ней под воздействием трибостатики. Причём, бисер стремится к уравновешенному распределению. Даже после остановки, шарики остаются на своих местах. Особенность данного метода в том, что происходит комплексная балансировка всего узла: колесо, ступица и тормозной баран. А, этого нельзя сделать на станке.
Что из себя представляют балансировочные гранулы
Современные производители используют в производстве балансировочных комплектов шарики пропанты – гранулированный огнеупорный порошок из стекла или керамики. Каждый элемент имеет очень гладкую поверхность, пористостью не более 0,3% и микротвёрдостью от 7 по шкале Мооса. Сферичность и округлость пропанта 0,9/0,9. Благодаря таким характеристикам шарики имеют меньший коэффициент истираемости и служат дольше.
Наибольшую популярность получили: стеклянный шар 0,15-0,65 мм (патент США № 6128952) и его аналог 1,0-2,0 мм от производителя TECH INTERNATIONAL. Однако, стеклянный бисер плохо противостоит влаге. В результате трения образуется стеклянная пыль, которая является гидроскопичной. Она словно цемент накапливается в определённом месте покрышки, что влечёт к разбалансировке.
Ещё один тип шариков изготавливается из керамики (патент США № 7360846). Элементы довольно гладкие и прочные. Однако, излишняя прочность негативно сказывается на самой резине. Керамический бисер просто истирает покрышку изнутри.
Как происходит процесс балансировки шариками
Балансировочный бисер помещается в разбортированную шину непосредственно перед монтажом или через отверстие штуцера для накачки. Во втором случае: удаляется ниппель, засыпается порошок, а затем ниппель вкручивается на место. Одной заправки шариков может хватить на весь период эксплуатации шины.
Балансировка эффективна исключительно на ровной поверхности дороги. Неровности и ямы будут сотрясать колесо, что не даст бисеру возможность прилипнуть к внутренней части покрышки. После выезда на ровное шоссе центробежная сила колеса уравновесится. Этого будет достаточно для образования эффекта трибостатики и равномерного размещения бисера. Действие можно сравнить с режимом отжима у стиральной машины: пока бельё не распределиться по барабану, машинка сильно трясётся.
Следует обратить внимание на «дозировку». Много бисера — появится лишний все в колесе. Мало бисера – балансировка не получится. Чтобы оптимально вычислить необходимое количество шариков, следует прибегнуть к помощи специальных таблиц балансировочного порошка.
Преимущества и недостатки данной технологии
Как и у любых методов обслуживания, у самобалансировки шин есть свои достоинства и недостатки. К плюсам стоит отнести:
- комплексная балансировка: колеса, ступицы и тормозного диска;
- возможность самостоятельно устранить биение колеса в пути;
- колесо самобалансируется в процессе налипания и отлипания грязи.
Минусы балансировки шариками:
- бисер разлетается при разрыве шины;
- шарики можно растерять на шиномонтаже;
- бисер очень мелкий, поэтому для его сбора потребуется пылесос;
- метод эффективен только на ровном шоссе.
При ударе о препятствие: яма, поребрик или лежачий полицейский — гранулы отвалятся от внутренней поверхности покрышки. Чтобы бисер опять занял своё место, автомобиль должен набрать скорость по ровной дороге.
Для каких колес подходит
Технология самобалансировки колёс шариками была разработана для грузовых машин. Для легковых колёс данный вид балансировки мало подходит. Причина – небольшой диаметр колеса. Однако, это не мешает российских автомобилистам практиковать технологию на своих легковушках. Мнения от результата самобалансировки у всех разное. Те, кто ездит по автострадам — довольны. Жители небольших городов и селений не ощутили улучшений.
Балансировка колёс бисером имеет право быть принятой автовладельцами во внимание. Водителям не придётся искать шиномонтажные мастерские для устранения дисбаланса. Стоимость порошка небольшая. Бисер не причиняет вред шинам. Но, использовать новацию лучше на ровных дорогах. И стоит учесть, что метод подходит в большей степени грузовым автомобилям.