Бездисковые колеса — особенности и устройство

Бездисковые колёса применяются на грузовом транспорте во многих странах Европы, в Канаде и США. В СССР также устанавливали обода без сердцевины на крупнотоннажные машины с начала 60-х годов. Многие из нас помнят грациозные Икарусы и первые бескапотные Мазы с красивыми передними ступицами. Но теперь данная техника редкость на дорогах. Применяются ли бездисковые колёса в наши дни и в чём их достоинства, об этом далее.

Бездисковые колеса – что это? Особенности

бездисковое колесо

Бездисковое колесо – уникальный вид автомобильного колеса, в конструкции которого отсутствует сердцевина. Благодаря этому, вес элемента легче аналогов на 10-15 %. Преимущество в массе облегчало демонтаж и монтаж данных колёс. В советские времена, водителям троллейбусов, междугородных автобусов или спецтехники приходилось ремонтировать пробитые камеры самостоятельно. Иногда, разбортировка и бортировка осуществлялись прямо в дороге. Кроме удобства монтажа, ТС с бездисковыми колёсами отличались эффективной грузоподъёмностью, свыше 2 039 кг на один скат.

Как устроено бездисковое колесо

Конструкция бездискового колеса может быть многосоставной и не отличается по сложности от аналогов с сердцевиной. В состав входят 6 элементов:

  • основание (обод, может состоять из 3-х одинаковых частей, соединяемых между собой);
  • кольцо сортовое;
  • шина;
  • камера;
  • кольцо посадочное;
  • кольцо замочное.

Так как в конструкции диска отсутствует сердцевина, то колесо одевается прямо на ступичный цилиндр. На ступице есть 5-6 спиц со шпильками. После установки обода в посадочное место, он фиксируется с помощью клиньев и гаек.

Для изготовления ступичного цилиндра используются сталь или чугун. Внутри элемента установлены тормозные колодки и барабаны. Сама ступица крепится к цапфе с помощью ступичной гайки. А, вращается узел на валу благодаря внутреннему и наружному подшипникам конусной формы.

Преимущества и недостатки

В автомобилестроении используют два вида бездисковых колёс: с продольно-разборными и поперечно-разборными ободьями. Более широкое использование получил второй вариант. Несмотря на конструкционные различия, способ крепления к ступице у них одинаковый. Данные колёса имеют ряд преимуществ и недостатков.

Плюсы:

  • меньший вес в сравнении с дисковыми аналогами;
  • надёжное крепление к ступице;
  • быстрый демонтаж/монтаж;
  • незначительные радиальный и осевой дисбалансы;
  • хороший доступ к штуцерам подачи воздуха;
  • беспрепятственная вентиляция и охлаждение ступичных механизмов.

Минусы:

  • после неправильной установки на ступицу появляется дисбаланс при движении;
  • в конструкции обязательно применяется камера;
  • стопорное кольцо может выстрелить при накачивании или на ходу.

Если обод состоит из 3-х частей, то могут возникать сложности при стыковке элементов друг к другу. Основная причина — ржавчина в стыковочных пазах.

Бездисковыми колёсами комплектовали следующие модели транспорта: МАЗ-500, МАЗ-502, (военный грузовик), КРАЗ-255, КАМАЗ-5320, Икарус-250, ЛиАЗ-677, ЛАЗ-699, ЗиУ-682 (троллейбус). На переднюю ось устанавливалось по одному колесу, а на задние мосты колёса ставились парами.

История появления бездисковых колес

Конструкция обода без сердцевины была разработана в 20-е годы ХХ столетия в США. Однако, технология не сразу нашла широкое применение, а только лишь через пару десятков лет. Преимущества ободьев оценили на Западе и в Европе к концу 1940-х. В СССР, дисковые колёса получили распространение в начале 60-х. Изначально ими оснастили первый серийный бескапотный грузовик МАЗ-500 и другие автомобили на базе его шасси.

Резюме. В современном автомобилестроении, инженеры применяют всё реже технологию бездисковых колёс. Практически все транспортные средства эксплуатанты производились в СССР. Современные: КАМАЗ, КРАЗ и МАЗ — оснащаются дисковыми колёса, как и автобусы с троллейбусами. Но, это не означает, что технология утратила актуальность. Многосоставные обода без сердцевины можно встретить на различной спецтехнике.