Давление в шинах — на что влияет? Какое правильное?

Каталог зимней резины с ценами.

Практически весь современный колёсный транспорт передвигается на пневматических шинах. Воздух в баллонах выполняет роль мягкой подушки. Кажущаяся простота этой системы, на самом деле имеет точный расчёт, произведённый инженерными умами. Если давление в шинах не будет соответствовать норме, то автомобиль не сможет отвечать ходовым характеристикам, указанным производителем. Где узнать правильное давление для колёс и к чему приводит недостаток или переизбыток воздуха в баллоне? Об этом далее.

В каких величинах измеряется давление в шинах

Давление в шинах – это определённое количество воздуха в полости колеса, поданного путём нагнетания. В пустом баллоне тоже есть воздух, но его плотность в 3 раза меньше. В России для измерения применяется единица Атмосфера: 1 atm. = 1 кгc/см². Некоторые производители приравнивают её к Бару, так как их величины очень схожи: 1 bar = 0.98 atm. На Западе автопроизводители пользуются системой PSI: 1 psi = 1 фунт/кв. дюйм (или pound/square inch).

Чтобы проинформировать водителя, изготовители шин размещают на боковом профиле покрышки такой параметр, как предельное давление — MAX PRESSURE, который отображает количество допустимого воздуха в Килопаскалях (1 kPa = 6.895 psi). Если автовладелец захочет сделать самостоятельные расчёты, то необходимо использовать общепринятые значения:

  • 1 psi = 0.068 atm;
  • 1 atm = 14.696 psi;
  • 1 atm = 101.348 kPa;
  • 1 bar = 0.98 atm.

Поддерживая правильное давление в шинах, автомобиль будет отвечать заводским эксплуатационным настройкам, таким как: курсовая устойчивость, манёвренность и динамика.

Как узнать правильное давление в шинах для своего автомобиля

Для максимальной информативности шофёра, автопроизводитель размещает на кузове машины шильды или наклейки, где указаны требования к количеству воздуха. Своего рода шпаргалки. Отыскать сведения можно в таких местах, как:

  • Центральная стойка водительского дверного проёма.
  • Крышка бардачка.
  • Внутренняя сторона лючка топливного бака.

По традиции, информация о давлениях в шинах сгруппирована в таблицах, для удобства восприятия. Как правило, параметры указываются для зимней и летней резины. Также здесь размещаются сведения о типоразмере покрышек.

Перекаченные шины – чем грозит, признаки избыточного давления

Иногда водители перекачивают травящее колесо, чтобы сделать запас воздуха на время поездки. Или забывают сбросить лишнее давление после перевозки тяжёлых грузов, для чего подкачивали шины. В обоих случаях переизбыток атомсфер неблагоприятно скажется на эксплуатационных качествах:

 

  • Ходовая часть и детали подвески быстрее изнашиваются.
  • Передвижение становится жёстким и дискомфортным.
  • Отклик на команды руля ухудшается из-за плохого сцепления колес с дорогой.
  • Центральная часть протектора неравномерно истирается, так как нарушена площадь пятна контакта.
  • Увеличивается тормозной путь.
  • Шина может взорваться при наезде на незначительное дорожное препятствие.
  • Появляется риск нарушения каркаса покрышки, вследствие чего образовываются грыжи.
  • На виражах машина становится склонной к боковым сносам.

Некоторые перечисленные недостатки способны повлечь тяжёлое ДТП, где пострадают не только водитель и его пассажиры, но и другие участники дорожного движения.

Недостаточное давление – признаки, чем опасно

Недостаток давления — это наиболее частая проблема, нежели переизбыток. Засорился золотник, появились микротрещины в резине или в протектор впился «шпион» – и колесо начинает стравливать воздух. Иногда потеря 01-02 бара незаметна, но дефицит атмосфер приводит к недоброжелательным последствиям, таким как:

  • Затруднительное (ватное) рулевое управление.
  • Боковые части протектора изнашиваются быстрее, так как нарушается площадь пятна контакта.
  • Двигатель потребляет больше топлива, так как снижается сопротивление качению шин.
  • Автомобиль становится склонным к боковым сносам на виражах и заносам, особенно зимой.
  • Пропадает привычная динамика движения.
  • Наполовину спущенный баллон может саморазбортироваться на повороте.

Очень часто воздух теряет 1 колесо. Страшнее всего, если во всех 4-х шинах разное давление. Автомобиль на скорости неизбежно сносит в сторону самого слабого баллона, и машина начинает двигаться почти боком.

Как меняется давление в шинах

Доказано, что плотность воздуха в замкнутом пространстве изменяется на 0,1 атм, при каждом температурном перепаде на +/-10°С. Т.е., установив и обслужив колёса в апреле, летом давление гарантированно изменится, особенно в жару +40°C, а осенью опять придёт в норму. Поэтому, если автомобиль эксплуатируется на юге, на период с июня по август лучше немного стравить воздух на 10-15%.

Зимой наоборот, чем холоднее на улице, тем меньше давление в шинах. Однако, не всегда стоит торопиться подкачивать. Потеря 01-02 атм в мороз — это нормальное явление. После непродолжительной поездки (2-3 км) воздух в шинах нагреется и давление придёт в норму.

Как часто нужно проверять давление в шинах

Контрольный осмотр колёс и замеры манометром должны стать регулярным правилом для каждого водителя. Летом проверку необходимо осуществлять не реже 1 раза в месяц. Зимой измерять давление рекомендуется 1 раз в 2 недели. Не стоит забывать и про запаску. Если она полноразмерная, то должна поддерживать 2-2,5 атм, в зависимости от автомобиля. Для докаток объём воздуха другой, как правило 4 атм.

Замер давления должен производиться на «холодных» шинах, которые не были на ходу по крайней мере 5 часов

Причины утечки воздуха из шины

Не всегда поводом для утечки воздуха становится прокол или порез покрышки. Существует 6 известных причин, почему колесо сбрасывает давление:

  • Негерметичность места прилегания шины к диску. Может образоваться в случае деформации краёв обода после удара о выбоину в асфальте или поребрик.
  • Ржавчина. Если диск стальной, то возможно появление коррозии, что приводит к неплотному соединению хампа с бортовым кольцом покрышки. Также утечка возможна через микропоры в металле от сквозной ржавчины.
  • Трещины. Могут появиться, как на старой резине, так и на легкосплавном диске после удара.
  • Пропускает золотник. Если колесный вентиль не защищён колпачком, то грязь постепенно засоряет ниппель, и он начинает травить. А ещё, со временем золотник окисляется, потому что изготавливается из латуни.
  • Пропускает штуцер накачки. Как правило колёсные вентили сделаны из резины, которая может неплотно прилегать к диску в посадочном месте или рассохнуться по причине старости.
  • Естественная потеря воздуха. Происходит в случае долгой эксплуатации шин без ухода. Это нормальный физический процесс. Например, грузовые покрышки могут использоваться 2-3 года и более без должного обслуживания.

В большинстве случаев, перечисленные недостатки можно устранить самостоятельно. Ржавые диски легко поддаются чистке, грунтованию и окраске, после чего прослужат ещё не 1 год. Колесные вентили и золотники рекомендуется менять при сезонной «переобувке». Деформированные обода часто поддаются ремонту (прокат, правка и сварка аргоном).

Колесо – это одни из главных элементов любого автомобиля. Поддерживать правильное давление в шинах, как и в человеческом организме, необходимо также заботливо. Своевременное обслуживание должно стать правилом для водителя: летом 1 раз в месяц, зимой 1 раз в 2-е недели. Таким образом машина будет отвечать заводским характеристикам комфорта, динамики и управления, а подвеска и покрышки прослужат долго.