Автомобильная шина – это один из главных элементов колеса, предназначенный для защиты пневматической камеры и обеспечения сцеплением с дорожным полотном. Совсем недавно, в период СССР и первое десятилетие после распада Союза, большинство автомобилистов не интересовало, какой тип покрышек они эксплуатируют на машине. Возможно потому, что в стране был вопиющий дефицит резины. Времена изменились. Сейчас автовладельцы могут выбрать между радиальной или диагональной шиной. В этой статье разберём преимущества и недостатки последней.
Как устроены шины
Несмотря на видимую простоту — автомобильная шина является сложной конструкцией, разработка которой происходит при непосредственном участии инженеров и учёных. Машины передвигаются быстро, поэтому покрышка должна быть безопасной, практичной и обладать длительным ресурсом. Как правило она состоит из 5-и главных элементов:
- Каркас – скелет шины, выполненный из стальных и капроновых нитей.
- Протектор – беговая часть, защищающая внутренность колеса и обеспечивающая сцепление с дорогой.
- Брекер – подпротекторный защитный пояс (лента), состоящий из нескольких прорезиненных слоёв.
- Борт – боковая часть покрышки, обеспечивающая форму.
- Бортовое кольцо – элемент для надёжного крепления шины на диске, не позволяющий самостоятельную разбортировку.
Сначала изготавливается каркас, затем на него собираются перечисленные элементы и колесо отправляется на вулканизацию, где все части «свариваются» между собой.
Конструкция диагональной шины
Каркас диагональной покрышки собирается из нескольких слоёв нитей в перехлёст. Т.е., жилы размещаются по направлению от одного борта, к другому. В связи с этим, число перекрещиваемых слоёв всегда остаётся чётным: 4, 6 или 8. Нити могут быть стальными или капроновыми. Часто используется вискоза.
Традиционные диагональные покрышки имеют более простую маркировку. Например, 18.00 – 25. Цифра 18.00 — это ширина профиля шины в дюймах, а обозначение 25 — диаметр обода в дюймах
Преимущества и недостатки диагональных шин
Как и любая сложная конструкция, диагональные шины обладают рядом преимуществ и недостатков.
Плюсы:
- Более простой способ производства, что делает покрышки недорогими и привлекательными для потребителя.
- Отменная прочность боковых профилей.
- Качественное противостояние любым дорожным неровностям.
- Хорошая проходимость.
Минусы:
- Деформация протектора при повышенных нагрузках, которая впоследствии становится неустранимой.
- Короткий ресурс.
- Низкие эксплуатационные качества (в сравнении с радиальными аналогами).
В данный момент, легковые диагональные шины практически полностью вытеснены покрышками радиальной конструкции. Однако, на грузовиках и спецтехнике такие колёса используются по настоящее время.
Диагональная шина – это более ранняя конструкция колёс, где нити каркаса укладываются в перехлёст. Сейчас данный вид резины вытесняется радиальными покрышками, у которых не деформируется протектор и более продолжительный ресурс.