Прогуливаясь по двору на майские праздники, нередко можно услышать цокот шипов от передвигающегося автомобиля, условного соседа. Действительно, многие владельцы не спешат переобувать свои машины по 2-м «весомым» причинам: нет денег или некогда. Возможно эти водители не догадываются, что, эксплуатируя зимние шины летом они подвергают опасности себя и остальных участников дорожного движения. Кроме этого, колесить на шиповке в тёплое время года экономически невыгодно. Обо всём по порядку.
Можно ли ездить на зимней резине летом
Ездить на зимних шинах летом нельзя в период 01 июня — 31 августа. Это закреплено законодательно (Таможенный регламент ТС 018/2011 «О безопасности …»). Штраф не предусмотрен, но машину с места остановки придётся увозить на эвакуаторе. А, если остаточная глубина протектора в самой изношенной части будет менее 1,6 мм, то на водителя будет наложен штраф 500 руб (КоАП ст. 12,5 ч. 1.). Другое дело – фрикционная зимняя резина (липучка). Она без шипов и у гаишника не появится повод наказать водителя, если она не изношена.
Как ведут себя зимние шины летом
Зимние шины предусмотрены для суровых погодных условий с экстремально низкими температурами воздуха. Для этого резина производится из специальной смеси компаундов. Чтобы обеспечить автомобилю качественные ходовые характеристики и превосходное сцепление колёс со снегом и льдом, протектор покрышек оснащается агрессивным рисунком и стальными «когтями».
У шипованных (скандинавских), и фрикционных (европейских) шин состав компаунда одинаковый. Оба типа покрышек имеют повышенную ламелиризацию, для улучшения сцепления в пятне контакта. Перечисленные характеристики отлично себя проявляют в морозную погоду на снегу и обледенелой дороге, но существенно ухудшают ходовые качества машины в жару.
Летнюю покрышку делают твёрдой, чтобы даже на раскалённом асфальте обеспечивать автомобилю манёвренность. Зимняя резина наоборот, содержит много силиконовых смол и натуральный каучук, что позволяет ей оставаться эластичной даже в суровые морозы. Излишняя мягкость летом обеспечивает чрезмерную «липучесть» колеса к дорожному полотну, что приводит к таким недостаткам, как:
- ухудшается отклик на команды рулевого управления;
- машина становится вялой и нединамичной;
- протектор быстро изнашивается (до следующего сезона может «не дожить»).
Если ехать под дождём, то ламели словно губка впитывают воду и даже на малых скоростях (до 80 км/ч) появляется эффект аквапланирования. Автомобиль становится неуправляемым и аварийно-опасным. На сухом шоссе пропадает качество курсовой устойчивости, а тормозной путь на зимних покрышках увеличивается почти в 2 раза. Это доказали эксперты финского издания Tekniikan Maailma («Мир Техники»), сравнив летние и фрикционные шины на полигоне июньским днём.
Факт: зимняя резина тяжелее летних аналогов. Это отражается на повышенном расходе топлива. А ещё на «прожорливость» двигателя влияет мягкая структура покрышек, которые не обладают высоким сопротивлением качению. Продолжая ездить на шиповке до последних майских дней, водитель обрекает протектор не только на износ, но и на потерю «когтей». Некоторые из них вылетают из посадочных колодцев, а оставшиеся — стачиваются до неприлично маленького размера.
Использовать зимние покрышки для летней эксплуатации нельзя по закону. А ещё, это экономически невыгодно: увеличивается расход топлива, быстро изнашивается протектор, выпадают шипы. Но главное, автомобиль становится плохоуправляемым и аварийно-опасным. На большей части РФ, сезонная «переобувка» происходит в середине апреля и второй половине октября.