Индекс износостойкости шины — что это? Обозначение и расшифровка.

Когда мы покупаем колёса то надеемся, что они прослужат долго. С относительно недавних пор производители легковых и грузовых покрышек информируют покупателя о заявленном ресурсе шин. Для этого они наносят на боковой профиль индекс износостойкости. Таким образом автовладелец может прикинуть, насколько ему хватит купленных колёс.

Что такое коэффициент износостойкости (treadwear)

Во второй половине 20 века американские эксперты провели исследование внутри страны и выяснили, что большинство транспортных компаний не следят за шинами. Правительство поручило национальной администрации безопасности дорожного движения NHTSA разработать коэффициент износостойкости покрышек.

После испытаний, Транспортный Департамент США удовлетворил требование Правительства и с начала 90-х годов покрышки маркируются индексом износа. Идея, как говорится, «зашла». Её подхватили остальные страны, подчинившись единой оценке качества Uniform Tire Quality Grading (UTQG).

Как обозначается индекс износостойкости шины

Индекс износостойкости наносится на боковой профиль и имеет обозначение Treadwear (износ протектора). Как правило, это слово дополняет 3-значное число, например, «Treadwear 150». Но цифра не является километражем. Это коэффициент, который расшифровывается с помощью специальной таблицы индексов.

Эталонное значение treadwear – как расшифровать

Для глобализации маркировки была установлена единая система кодирования. Таким образом минимальное число 100 приравняли к 48 000 км пробега. Как узнать? Например, покрышка с коэффициентом «Treadwear 150» рассчитана производителем на 72 000 км (48 000/2 + 48 000). Эксперты рекомендуют делить указанное значение на 2, т.е., 36 000 км.

Современный автомобильный парк очень разносторонний. Колёса для одних машин совершенно не подходят другим. Поэтому, производители классифицируют покрышки на:

  • спортивные — для динамичной езды — Treadwear: 80 – 150;
  • премиум, комфорт, спорт-комфорт — Treadwear: 150 – 340;
  • экошины, комфорт, класс — Treadwear: 340 – 500.

Чтобы присвоить колёсам классификацию, проводятся длительные испытания на полигонах. Резина беспощадно эксплуатируется под нагрузкой, в грязи и на скорости.

Что влияет на износ шин

Покрышки с индексом «Treadwear 400» возможно и пробегут заявленные 192 тыс км (реальные 96 тыс км). Но истираемость зависит от различных факторов:

  1. Скорость. Динамичное (спортивное) вождение, такое как: резкое ускорение с проскальзыванием протектора в пятне контакта и частое торможение — оказывает на покрышку негативное воздействие. Резина греется, а трение увеличивается.
  2. Горячий асфальт. Раскалённая от солнечных лучей дорога ускоряет износ в 2 раза, в сравнении с аналогичной эксплуатацией по холодному или влажному дорожному полотну.
  3. Перегруз. Перевозка тяжестей, если это не рассчитано производителем, влечёт конструкционное повреждение: растрескивание резины, истирание боковин профиля.
  4. Игнорирование межосевой перестановки. Резина ведущих осей истирается быстрее. Разница глубины протектора может составлять до 1,5 мм. Чтобы обеспечить равномерный износ, рекомендуется периодически менять покрышки между осями.
  5. Повреждения. Жёсткие удары о выбоины и поребрики могут стать губительными для колёс. Повреждается внутренний каркас или корд шины, а на месте контакта появляется грыжа.

Если придерживаться спокойного стиля вождения, то колёса могут пробежать 96 тыс км и более. Особенно в регионах с хорошими дорогами.

Обращайте внимание на индекс износостойкости. Это поможет вам подобрать покрышки на несколько сезонов, учитывая ежегодные пробеги. Что бы узнать кодированное значение числа Treadwear, достаточно подменить «100» на 48 000 км, а полученный результат поделить на 2.