С каждым пройденным километром покрышка понемногу истирается, хотя это не видно человеческому глазу. Спустя 3-4 сезона колесо исчерпывает свой ресурс. Бывает, что износ шин происходит намного раньше. В таком случае виноват автовладелец, который не занимался своевременным обслуживанием колёс. Досрочное истирание и старение можно предотвратить, надолго отложив покупку новых шин.
Как по мере износа протектора шина теряет свои характеристики
Конструкция покрышки рассчитана для продолжительной службы. Но резина постепенной стачивается из-за трения о дорожное полотно. Процесс одинаков, как для летних, так и для зимних покрышек.
С каждым сезоном колесо теряет часть характеристик. Протектор становится менее проходимым, резина дубеет и рассыхается. От ударов о дорожные выбоины и бордюры нарушается каркас шины, что влечёт образование грыж. При попадании в лужу на скорости автомобиль может занести, так как лысая резина наиболее склонна к аквапланированию.
На зимних колёсах выпадают шипы. Причём посадочные колодцы изнашиваются так, что повторная ошиповка не всегда эффективна. Реагенты постепенно разрушают структуру компаунда. Кроме этого в зимних шинах используется мягкая резина, а она очень чувствительна к тёплому времени. Например, весной, когда ночью заморозки, а днём t + 7° + 10°C или более, протектор зимних шин на асфальте буквально тает.
Что ещё губительно для покрышек? Перегруз. Перевозить тяжёлые вещи на шинах несоответствующей грузоподъёмности – недопустимо. Во-первых, под внешним давлением структура резины трескается. Во-вторых, покрышка может взорваться на ходу.
Что влияет на износ протектора шины
Автошина постоянно находится в агрессивной среде: трётся о дорожное полотно, держит удары о препятствия и посторонние предметы. Её поверхность обстреливают камни и постепенно появляются жировые наслоения. Основные факторы для ускоренного износа:
- Качество дороги. Если это асфальт, то зернистость покрытия может быть схожей с наждачной бумагой. В этом случае проезжая часть действует на протектор, как абразив.
- Мелкий гравий. Способен впиваться в блоки и желоба беговой части, нанося дополнительные повреждения при вращении колеса.
- Температура дороги. В южных регионах асфальт буквально раскаляется, а покрышки автомобилей плавятся, иногда оставляя куски протектора на дороге.
- Давление. Это один из важнейших параметров колеса. Шины рассчитываются для эксплуатации с определённым объёмом воздуха. Недостаток или переизбыток давления влекут неестественную деформацию конструкции покрышки и быстрое истирание.
- Скорость. Динамичное движение с нарушением скоростного режима негативно отзывается на резине. Тем более, если она не предназначена для быстрой езды. Двигаясь по шоссе со скоростью более 120 км/ч покрышки изнашиваются в 2 раза быстрее, чем при эксплуатации по городским улицам.
- Сход/развал. Если нарушены углы установки колёс, то резина начнёт стремительно истираться. Причём это не всегда можно услышать по характерному визгу или почувствовать, что машину тянет в сторону. В соединениях рулевых тяг достаточно небольшого отклонения от нормы и стачивание плечевых зон протектора неизбежно.
- Запущенная подвеска. Выработавшие ресурс шаровые, рулевые наконечники и амортизаторы становятся причиной появления люфтов. Нарушаются углы схождения, и резина изнашивается.
- Дисбаланс. Колёса со смещённым центром тяжести начинают «восьмерить» или «козлить». В первом случае это динамический дисбаланс, во втором – статический. При одном дефекте из 2-х, протектор начинает неравномерно изнашиваться (появляются проплешины).
В большинстве описанных случаев, уменьшение ресурса покрышек зависти от человека. Да, ямы на асфальте и его зернистость мы исключить не можем. Но следить за техническим состоянием своего «болида» нам под силу.
Виды износа шин – о чем они говорят
От естественного износа покрышек рецепта нет. При нормальных условиях эксплуатации стачивание беговой части равномерное. Отслеживать состояние остаточной глубины протектора помогают индикаторы, нанесённые на шину производителем. Но есть повреждения, которые возникают по вине владельца и плохих дорог.
- Износ плечевых областей. Появляется в виде стачивания одного или сразу двух краёв покрышки. Причиной может быть недостаточное давление в шине, неправильно подобранная ширина диска или перегруз.
- Износ центральной части. Происходит при избыточном давлении или плохом сцеплении с дорожным полотном. Чаще всего наблюдается у пикапов с рессорной подвеской, передвигающихся без груза
- Диагональная вмятина. В основном появляется на задних покрышках переднеприводных автомобилей, эксплуатируемых с перегрузкой.
- Неравномерный износ боковин. Практически невидимый глазу дефект, но обнаруживается при ощупывании рукой. Чувствуется разная высота блоков. Причиной являются плохие шаровые опоры и ступичный подшипник.
- Проплешины. Такое неравномерное истирание протектора чаще всего наблюдается автомобилей без ABS. Причиной служит резкое торможение и продолжительное движение юзом.
- Стачивание внутренней части протектора. Появляется после нарушения углов установки колёс. Необходимо срочно делать сход/развал, так как резина стремительно изнашивается. Иногда дефект рождается при неравномерном размещении груза в фургоне (кузене).
- Вмятины на боковинах. Могут появляются при неисправных амортизаторах из-за постоянного биения.
- Грыжи. Образовываются после удара о дорожную выбоину или бордюр. Это свидетельствует о нарушении каркаса шины и отремонтировать такой дефект практически нельзя.
- Трещины. Появляются по причине постоянных перегрузок или после неправильного хранения.
Многие повреждения можно долго не замечать, из-за чего восстановить колесо впоследствии невозможно.
Как проверить степень износа шины
Каждый владелец способен легко проверить автошины и определить степень износа. Такое обслуживание желательно проводить не реже 1 раза в 2 недели. Исследование состоит из нескольких этапов:
- Визуальный осмотр. Достаточно окинуть резину взглядом на предмет повреждений. Не стачивается ли протектор по краям. Не рассыхается ли резина.
- Остаточная глубина протектора. На беговой части производитель размещает индикаторы износа. Это могут быть цифры 2,4,6,8,10,12,14,16 и бугорки в желобах. Оставшиеся цифры подсказывают, какая глубина осталась в мм. Если стачивается бугорок, значит резина исчерпала ресурс.
- Измерить глубину. Для этого можно использовать монету (5-10р) или штангенциркуль. Если монета возвышается на 2/3, значит шина ещё походит.
По Правилам дорожного движения (п. 5.1.) запрещается эксплуатировать резину, если остаточная глубина протектора меньше: у легковых 1,6мм (лето) 4мм (зима), автобусы 2мм, грузовики 1мм, мотоциклы 0,8мм.
Регулярно обслуживайте шины, ведь неравномерный износ подсказывает о неисправности автомобиля или неправильном давлении воздуха. Не забывайте менять местами задние и передние колёса. Соблюдайте допустимую нагрузку. Старайтесь водить аккуратнее. Бережное отношение способно значительно продлить шинам ресурс.