Большинству автовладельцев знакома сезонная «переобувка» транспорта. Но, мало кому известно, как хранить шины правильно. В большинстве случаев мы закидываем покрышки в багажник после шиномонтажа и увозим их в гараж, сарай или домой. Там находим свободное место, где стопка колёс нам не помешает, и оставляем «обувку» до наступления следующего сезона.
При этом нас мало волнует: какая температура и влажность в зоне хранения, с чем соседствуют шины (масла, топливо, автоэмали). Иногда, стопка покрышек выполняет роль подставки, под что-либо тяжёлое. Несознательно мы портим колёса таким складированием. Следовательно, приближаем траты на покупку новой резины, что нежелательно для личного бюджета. Давайте разбираться, как правильно хранить шины.
Каким воздействиям подвержена шина вне процесса эксплуатации
Когда колёса находятся на сезонном отдыхе, они также подвержено влиянию внешних факторов. Шины могут приобрести нарушение конструкции корда, если на них лежал какой-нибудь тяжёлый предмет. Деформированное колесо начнёт «восьмерить», а исправить дефект нельзя. Нечаянно пролитые на покрышку: моторное масло, электролит, растворитель или краска — вносят свою губительную лепту. Химические соединения разрушают структуру резины, ослабляя конструкцию протектора или бокового профиля.
Солнечный свет или высокая температура в помещении, являются причинами раннего старения покрышек. Резина рассыхается, появляется большое количество глубоких трещин. Они могут стать причиной разрыва колеса. Сухая покрышка теряет эластичность, становится задубевшей. Такое состояние особенно противопоказано зимним шинам, которые должны в любых условиях оставаться мягкими для хорошего сцепления с автодорогой.
Производители шин утверждают, что покрышки способны служить до 10 лет со дня изготовления. Дата выпуска ставится на боковом профиле в виде двухзначного числа, например, 0418 (4-я неделя 2018 года). Но, чтобы колёса служили до 10 сезонов, производитель настоятельно рекомендует правильно готовить резину к складированию и обеспечить определённые условия хранения.
Правила подготовки автомобильных шин к хранению
Как только шиномонтажники «переобуют» автомобиль, необходимо отвезти покрышки на мойку. Можно намыть колёса самостоятельно в удобном месте (двор, гараж, квартира). Потребуется: тёплая вода, мыло или автошампунь. Мыльный раствор хорошо удаляет масляную плёнку, которая образуется на резине от выхлопов и смывает солевые отложения. Если резина остаётся на дисках, следует снизить давление до 1 атмосферы.
Намытые шины следует высушить. Рекомендуется обработать чистую поверхность консервантом, например, силиконовой смазкой. Она защитит резину от рассыхания. Каждую покрышку поместить в перфорированную сумку для хранения. При отсутствии сумок, подойдут мешки или строительные пакеты, но обязательно сделать перфорацию для доступа воздуха. Можно хранить шины без пакетирования.
При каких условиях нужно хранить шины
Покрышки подготовлены. Теперь необходимо обеспечить условия содержания. Выбираем помещение. Оно должно быть проветриваемым с постоянной плюсовой температурой. Идеальные варианты среды:
- для зимних шин: от + 8° до + 23°С при влажности воздуха 55 — 65%;
- для летних шин: от + 1°C до +5°C при влажности 80%.
Отрицательные температуры не рекомендованы, потому что в б/у шинах есть трещины. В них может скопиться влага, которая при замерзании расширяется и рвёт трещины Место для складирования не должно находиться под прямыми солнечными лучами. Ультрафиолет сушит резину.
Нельзя размещать колёса рядом с работающими электродвигателями. Они вырабатывают озон, а его выделение более 0,08 ppm противопоказано шинам (ГОСТ Р 54266-2010 п.6.1). Если есть радиаторы отопления, то рекомендуется сложить покрышки не ближе чем 1 м от батарей. Нельзя складировать шины в помещении где хранятся: растворители, кислоты, щелочи и подобные вещества.
Согласно регламенту хранения шин на складах (ГОСТ 24779-81 и ГОСТ Р 54266-2010), температура в помещении может варьироваться от – 24°C до + 35°C. Но при таком режиме, содержать покрышки более 5 лет нельзя. Регламент относится к новым покрышкам.
Правила хранения шин
Правила хранения шин доходчиво описаны в ГОСТе Р 54266-2010, пункт 6 «хранение». Согласно нормативу, покрышки следует складировать на деревянные поддоны или стеллажи, установленные на ровном полу. Конструкция не должна иметь острых углов, торчащих: болтов, саморезов или гвоздей.
Резина с шириной профиля менее 215 мм хранится горизонтально в стопках, высотой не более 2 м. Покрышки шириной свыше 215 мм, ГОСТ рекомендует размещать вертикально. Шины с дисками для спецтехники и грузовиков, хранятся лёжа в накаченном состоянии.
Как хранит шины без дисков
Легковые покрышки без дисков складируются вертикально или горизонтально в зависимости от ширины профиля. Раз в месяц, шины горизонтального складирования рекомендуется переворачивать. Вертикально хранящиеся покрышки необходимо проворачивать 1 раз в неделю на ¼ оборота. Смена позиции исключит деформацию. Запрещено подвешивать шины.
Хранение колес в сборе с дисками
Легковые покрышки с дисками хранят в накаченном состоянии при низком давлении, около 1 атм. Колёса можно сложить в стопку или построить в горизонтальную линейку. Допускается хранение в подвешенном положении. В таком случае, колесо фиксируется за диск.
Услуги сезонного хранения шин
Многие шиномонтажные мастерские и автосервисы крупных городов практикуют новый вид бизнеса – шинный отель. После «переобувки», автовладелец может оставить колёса прямо в сервисе. Услуга актуальна, так как у большей части водителей нет гаража или свободного уголка в квартире для комплекта покрышек. Примерная стоимость места в шинном отеле варьируется от 2 000 до 3 500 рублей, в зависимости от размера шин и комплектации колёс. В сборе с дисками услуга дороже.
Есть минус в таком способе хранения. Отельеры в договоре указывают, что хранение осуществляется по нормативам ГОСТа. На деле, колёса могут целый сезон пролежать в неотапливаемом ангаре. Их никто не будет переворачивать и проворачивать. А если шины пропадут, то взыскать компенсацию будет сложно. Вывод: необходимо внимательно изучить договор о материальной ответственности и не полениться осмотреть место хранения.
Резюме. Взяв на вооружение правила хранения, можно значительно продлить резине ресурс. В результате образуется экономия личного бюджета, так как покупка новых колёс будет отсрочена. Создать оптимальные условия для хранения под силу многим автомобилистам. Тем, у кого нет свободного места под стопку резины, можно обратить внимание на услуги шинных отелей.