Как выбрать шипованные шины? Виды и особенности.

Зимние шипованные шины по выгодным ценам.

Большинство регионов РФ находятся в районах Крайнего севера или приравнены к его суровым климатическим условиям. Поэтому, для эксплуатации автомобиля по заснеженным и обледенелым дорогам, необходимы зимние шины с шипами. Ещё их называют – скандинавские покрышки. Фрикционная резина (липучка), предназначена для открытого и мокрого, слякотного асфальта. Поэтому, для заснеженных зимних дорог она плохо подходит. На Севере возможно использовать липучку, но это рекомендуют делать в межсезонье. Чем особенны шипованные шины и какими эксплуатационными характеристиками обладают, об этом далее.

Особенности шипованных зимних шин

Ключевая функция шипа – это обеспечение сцепления шины с автодорогой в пятне контакта. Основная стихия шипов: лёд и укатанный снег. Металлический стержень впивается в покрытие полотна, фиксируя колесо на дороге. В этот момент, на сам фиксатор оказывается высокая нагрузка. Чтобы шип не вырвало из посадочного гнезда, внутренняя часть блока протектора сделана из твёрдых видов резины. Наиболее качественные колёса у премиум-брендов, таких как:

  • Nokian – финский производитель, ведущий в сегменте скандинавских покрышек;
  • Bridgestone — японский концерн;
  • Continental AG – немецкий производитель;
  • Dunlop – бельгийский бренд;
  • Michelin – французский концерн.

Фото шипованной шины

Разработка рецептуры резиносмесей держится в строжайшем секрете. Благодаря своим материалам, компаниям удаётся удерживать лидирующие позиции на рынке. Хороший состав резины, значительно продлевает срок эксплуатации зимних шипованных шин. Известно, что структура колеса насчитывает 15 и более различных компонентов. А, чтобы получить необходимые 1,5 десятка компонентов, разработчикам приходится использовать до 1,5 тыс., натуральных и химических соединений. Базовая структура зимних колёс, в большинстве случаев, состоит из: каучуковых полимеров, пластификаторов, катализаторов и наполнителей.

Виды шипов в автомобильных шинах

Учитывая многолетний опыт, изготовители пришли к выводу, что наиболее лучшими являются двухсоставные шипы. Конструкция выполнена из оболочки и сердечника. Оболочка отвечает за надёжную фиксацию в посадочном месте протектора. Сердечник предназначается для контакта с поверхностью дороги. Форма сердечника может быть круглой или с гранями, что также влияет на сцепные качества.

На стоковых покрышках можно встретить три вида шипов:

  • однофланцевые – известные в среде автомобилистов, как гвоздики, благодаря своей незатейливой конструкции;
  • двухфланцевые – помимо посадочной шляпки, конструкция шипа имеет дополнительный фланец (юбку) на стержне. В основном, данный вид применяется на легковых шинах;
  • трёхфланцевые – на стержень добавлены 2 дополнительных выступа (юбки), иногда разных диаметров. Данным шипами оснащают грузовые покрышки.

В недавнем прошлом, все шипы производились из стали. В настоящее время, изготовители используют более современные материалы. Они легче, а иногда крепче предшественников. Например, есть опыт производства оболочки из полимеров. Однако, такая конструкция не нашла спроса из-за короткой эксплуатационной характеристики пластика. Более популярный материал для оболочки — это алюминий. Он легче стали, а по прочности не уступает стальным аналогам.

Если обработать поверхность тефлоновым напылением, то конструкция шипа становится ещё прочнее. Но, алюминий и тефлон, не спасают стальной сердечник от коррозии. Поэтому, для внутренней части шипа найден новый материал — карбид вольфрама (химическое соединение вольфрама, углерода и керамики). Иногда, в это соединение добавляют титан и карбида ниобия, что повышает прочность изделия.

Виды рисунка протектора

Краткий ликбез: протектор – это основной элемент конструкции шины, отвечающий за обеспечение пятна контакта с дорожным полотном и выполняющий функцию защиты от порезов и проколов. Всего существует 4 различных вида протектора.

  • Симметричный направленный – самый распространённый тип протектора, который встречается на рынке колёс. Рисунок из глубоких желобов выполнен в виде буквы «V» (елочка), сходящийся от края покрышки к её центру. Шипованные зимние шины с таким протектором, возможно устанавливать с любой стороны автомобиля. Покрышки недорогие, а вместе с этим, они обладают хорошими характеристиками водоотвода из пятна контакта.
  • Симметричный ненаправленный – ещё один вид простого протектора, которым оснащаются недорогие зимние шипованные шины. Рисунок имеет зеркальное расположение, что позволяет устанавливать колесо на любую сторону автомобиля и в любом направлении. Основные преимущества: комфорт и плавность хода.
  • Асимметричный направленный – протектор имеет явное диагональное направление желоба от одного края покрышки к другому. Установить такие шины возможно лишь в одном направлении, о чём символизирует маркировка «Rotation». А вместе с этим, резина имеет наружную и внутреннюю стороны, что также маркируется, как «Inner» и «Outer». Благодаря инженерным расчётам, шины обеспечивают машине наилучшую курсовую устойчивость. Такие колёса, как правило, самые дорогие.
  • Асимметричный ненаправленный – ещё один тип необычного протектора. Отличительная черта в том, что одна сторона шины имеет направленный тип рисунка, а вторая сторона — ненаправленный. Такие колёса довольно хороши на скорости, в перестроении и на поворотах. Поэтому, шины нашли широкое применение в автоспорте. Они также устанавливаются на диски по маркировкам: «Rotation», «Inner» и «Outer».

В большей степени, изготовители ориентированы на производство скандинавских шипованных покрышек с симметричным направленным (V-образным) рисунком.

Ламели – что это

Ламели – это микроразрезы, которые наносятся на блоки протектора, разделяя их на 3-4 микроблока. Появление этого элемента произошло около 50 лет назад. Благодаря ламелям, блок протектора расширяется при соприкосновении с дорогой, обеспечивая более широкое пятно контакта. При этом, в работу включаются сразу несколько микроблоков. Образуется эффект, при котором шина прилипает к дороге. Такое свойство липучки, позволяет улучшить разгон автомобиля на скользкой дороге и уменьшить тормозной путь. Ламели применяются на шипованных и фрикционных шинах. Летние покрышки не оснащаются такой конструкционной особенностью.

Дабы улучшить качество своих шин, производители принялись разрабатывать различные типы микроразрезов. На сегодняшний момент, на рынке можно встретить стоковые покрышки с такими видами ламелей, как:

  • прямой;
  • волнообразный или Зигзаг;
  • Z-ламель;
  • Y-ламель;
  • 4-угольная ламель;
  • 3D ламель;
  • П-образная ламель.

Такое оснащение протектора достаточно оправдано на заснеженных и ледяных дорогах. На открытом и сухом асфальте, проявляются недостатки ламелей: водитель чувствует «ватность» в рулевом управлении, ухудшается курсовая устойчивость.

Типоразмер

Типоразмер шин – это параметр, позволяющий подобрать оптимальный вид покрышек, согласно техническим характеристикам автомобиля и эксплуатационным условиям. Найти маркировку несложно. Во-первых, она наносится на шину и выглядит так, например, 195/65 R15 70S. Во-вторых, типоразмер шин и дисков обязательно присутствует в инструкции по эксплуатации автомобиля. В-третьих, в самой машине есть информационные таблички, которые расположены в перчаточном ящике (бардачке), на внутренней стороне лючка бензобака и на стойке кузова в водительском проёме.

Расшифровывается типоразмер (на нашем примере) так:

  • 195 – ширина профиля покрышки в мм (протектора);
  • 65 – высота профиля покрышки в процентном соотношении к ширине (оптимально 1/3 часть);
  • R15 – монтажный диаметр шины и диска (Rim) измеряется в дюймах.

Согласно многолетнему опыту профессионалов и массе экспериментов различных автомобильных бюро, на зиму лучше приобретать шипованные покрышки с узким профилем. Это снижает эффект скольжения по снегу. Автомобиль хорошо разгоняется и тормозит на снегу или льду. Улучшается проходимость и плавность хода. Кроме того, желательно приобретать высокую резину. Низкие покрышки жёстче, что не рекомендовано для зимы. Некоторые владельцы, ставят на зиму диски на один размер меньше, но компенсируют высоту профилем. Например, летом 205/55 R16, а зимой 195/65 R15.

Индекс скорости

Перед тем, как выбрать шипованные шины окончательно, обязательно обратите внимание на индекс скорости. На нашем примере, он обозначен, как литера «S». Всего существует 17 индексов скорости, от минимального «J» — 100 км/ч до максимального «ZR» 240 км/ч. Литера «S» — это 180 км/ч, максимальная скорость, при которой покрышка сохраняет свои технические характеристики. В каждом магазине, специализирующемся на колёсах, есть таблицы с расшифровками. Выбирать шины лучше с небольшим запасом, 15-20 %.

Индекс нагрузки

Ещё один важный параметр при выборе резины, это индекс нагрузки. В нашем примере, он обозначен, как «70». Это не обозначение массы, а закодированное обозначение максимально допустимой нагрузки на колесо. Расшифровка, также указывается в специальных таблицах, обозначениями от «60» до «129». Цифра 70, в нашем случае, означает 335 кг. Значит предельный загруженный вес нашего автомобиля не должен превышать: 335 кг х 4 колеса = 1 340 кг. Если вы знаете разрешённую полную массу ТС, то делите на 4 и получите примерный результат. Рекомендуется также брать шины с запасом прочности от 20 до 30 %.

Правила обкатки шипованных шин

Шипованные шины необходимо обкатывать! При установке шипов в протектор, используется смазка. Она остаётся в посадочном месте. В период обкатки, смазка выдавливается через специальные отверстия в блоке протектора. Согласно правилам, первые 500-600 км для новой резины считаются адаптационными. На протяжении этой дистанции, необходимо эксплуатировать машину в щадящем режиме. Не рекомендуется пробуксовывать, передвигаться более 90 км/ч и резко маневрировать.

Идеальные условия для обкатки шипованных покрышек:

  • плюсовая температура;
  • открытый асфальт.

На снегу, дистанция обкатки увеличивается до 700-800 км. Не стоит преодолевать данный километраж маршем. Лучше дать шинам возможность адаптироваться постепенно. Некоторые производители наносят на протектор индикаторы обкатки. Они выглядят, как резиновые капли. Если индикаторы исчезли, значит режим адаптации завершён.

Срок службы зимних шин с шипами

Приблизительный срок службы зимней резины, 4-5 сезонов. Но это при условии, что покрышки эксплуатируются в спокойной манере вождения и в соответствующих условиях. При этом, резина должна храниться согласно рекомендациям ГОСТ 24779-81. Производители устанавливают индекс износа «Treadwear» в пределах 90-120 тыс. км. если нет возможности отследить километраж, то следует обратить внимание на глубину протектора.

Допускается эксплуатация зимних шин при глубине желоба, в самом изношенном месте, не менее 4 мм. Отсутствие 30 % шипов, также сигнализирует об окончании эксплуатационного срока резины. Если продавец предлагает купить шины, произведённые 5-6 лет назад, лучше отказаться от покупки. Такие колёса, магазин должен возвращать изготовителю на переработку. Это правила того же ГОСТа 24779-81. Но стоит отметить, что купленная резина может эксплуатироваться, иногда до 10 лет. Например, при небольших пробегах.

Как сэкономить при покупке

Если вы хотите сэкономить на покупке зимней резины, то можно поиграть размерами. Приобрести стальные диски и резину меньшего типоразмера. Например, вместо 205/55 R16, поставить 195/65 R15. Разница между R16 и R15 одной модели, составляет 30 %. Приобретать б/у колёса на вторичке — крайне опасно. Грыжи, порезы и деформированный корд, могут стать неприятным сюрпризом после покупки.

Резюме. Подбирать зимнюю резину необходимо строго по типоразмеру, указанному в инструкции по эксплуатации. Необходимо учитывать условия эксплуатации. Например, для сельских поселений, эффективней более глубокий протектор. Необходимо обращать внимание на индексы допустимой грузоподъёмности и предельной скорости. После установки шин на автомобиль, рекомендуется пройти обкатку. Бережная эксплуатация и правильное хранение, позволяют использовать зимние шипованные шины несколько сезонов.