Значительная часть РФ находится в регионах Крайнего Севера и приближённых к ним территорий. Жители таких мест «обувают» автомобили в шипованные покрышки для безопасной эксплуатации зимой. Однако, не все автовладельцы делают это вовремя. Одни ждут, пока снежный покров закрепится. Другие пережидают очереди в шиномонтажных мастерских. А некоторые продолжают ездить на летних колёсах, ссылаясь на недостаток свободных финансов. Чтобы упорядочить процесс перехода на шипы, государство разработало нормативный акт. Теперь каждый автовладелец должен знать, когда менять шины на зимние, и уклониться не получиться.
Чем отличается летняя резина от зимней
Температура окружающей среды по-разному оказывает воздействие на резину. Летом она более эластичная, а зимой наоборот – дубеет. Чтобы шины не плавились в июльский зной и не коченели в январскую стужу, инженеры используют в разработках различные технологии. Из широкого перечня разницы зимних и летних шин следует выделить 4 отличия:
- Резиносмесь. Для каждой категории колёс применяется определённая структура компаунда. Летним шинам подходит более жёсткий материал, а зимним наоборот — мягкий. С учётом сезонности, различные инновационные добавки позволяют покрышкам сохранять форму и эксплуатационные характеристики при широком диапазоне температур.
- Глубина протектора. Для езды по асфальту не требуется агрессивный рисунок беговой части. Поэтому средняя глубина летнего протектора составляет 6-7 мм. Для преодоления снежных заносов колёса оснащаются более крупными блоками, с глубиной канавок 10-14 мм.
- Ламели. Если присмотреться к зимним шинам, то можно увидеть, что вся поверхность изрезана мелкими насечками. Они создают эффект «липучести» на мокром или обледенелом дорожном полотне. На летних шинах таких элементов нет.
- Шипы. Это индивидуальный атрибут зимних покрышек скандинавского типа. Стальные «когти» повышают качество сцепления на укатанной или обледенелой дороге. Колёса не пробуксовывают. Уменьшается тормозной путь. Снижается вероятность бокового сноса автомобиля на повороте или при перестроении.
Как признаются инженеры – невозможно создать универсальную покрышку, которая бы идеально соответствовала любому времени года. «А как же всесезонки?» — спросите вы. В этот тип колёс понемногу вложили от зимних и летних покрышек, поэтому они не могут похвастать высокими ходовыми характеристиками на снегу или асфальте.
Когда какие шины надо ставить
С 2018 г. в РФ упорядочено время перехода на сезонные шины. Регламент описан в п. 5.5, приложения № 8 ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных ТС», задекларированном Таможенным союзом. В данном документе изложено, что:
- в зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) на машине должна стоять резина с индексом «М+S» («M&S») и глубиной протектора от 4 мм;
- запрещено использовать зимние покрышки летом (июнь, июль, август);
- разрешается ездить на всесезонных шинах круглый год, если они имеют маркировку «М+S».
В межсезонье (весной или осенью) можно эксплуатировать любые покрышки. Утверждённых дат «переобувки» не установлено.
Неофициальным числом перехода на зимнюю резину считается 15 ноября. Если сотрудник ГИБДД заметит, что ваш автомобиль передвигается на летних покрышках, вероятно он сделает замечание рекомендательного характера.
Закон о смене резины
На 2020 г. в Главе 12 КоАП нет ссылок на акты Таможенного союза. Поэтому, если инспектор ГИБДД остановил водителя на летних шинах зимой, то штрафовать его не станет. Однако, сотрудник может наложить денежное взыскание, если остаточная глубина протектора составит менее 4 мм. В протоколе будет написано, что автомобиль эксплуатируется зимой на изношенных покрышках. Величина штрафа за нарушение 500 руб.
Какие шины считаются зимними
Зима в регионах разная. Где-то с октября по март метут метели и стоят суровые морозы. А, где-то наоборот, всё это время держится околонулевая температура, а снегопады сменяются дождями. Учитывая такие особенности северных широт, производители выпускают для зимней эксплуатации 3 вида покрышек:
- Скандинавские (шипованные),
- Альпийские (фрикционные «липучки»),
- Всесезонные.
Первые два типа практически одинаковые. Они мягкие, с глубоким протектором. Но на скандинавских есть шипы, а на альпийских – нет. Резина с «когтями» подходит для эксплуатации в Северной Европе (Финляндия, Норвегия), на Севере или Северо-Западе РФ, в Канаде и т.п.
«Липучки» актуальны в Восточной Европе и на Юге РФ. Также их можно эксплуатировать в крупных городах, где асфальт всегда остаётся открытым после регулярной обработки реагентами.
Оба вида шин маркируются M&S (Mud & Snow) что в переводе звучит снег и грязь, а также пиктограммой снежинки на фоне 3-х горных вершин 3PMSF (Three Peak Mountain Snow Flake) Иногда встречается надпись Studded (шипованная).
Третий тип покрышек – «всесезонки» — можно эксплуатировать круглый год. Они маркируются несколькими обозначениями:
- M&S (Mud & Snow);
- 3PMSF (часто на грузовых);
- AS (All Seasons, Any Season);
- AGT (All Grip Traction).
Главный плюсы всесезонных шин: отсутствие необходимости «переобуваться», т.е. откладывать деньги на покупку запасного комплекта покрышек. Но есть и минусы: тяжёлый вес, сомнительные характеристики зимой и летом.
Резюме
На декабрь, январь и февраль – автомобиль необходимо оборудовать шипованными, фрикционными или всесезонными покрышками. В большинстве регионов температура в ноябре ниже 0°C, поэтому лёд и снежный покров окончательно закрепляются на земле. Автомобиль на зимних шинах обеспечивает безопасность водителю и другим участникам дорожного движения.