Кованые диски — особенности моделей. Как выбрать?

Чтобы взбодрить внешний вид любого автомобиля, достаточно поставить на него красивые колёса. Эталонными считаются кованые диски. Современный рынок предлагает широкие модельные и размерные ряды ободьев данного типа. Помимо красоты, диски из алюминия очень практичны: снижается расход топлива, и повышаются динамические характеристики. Далее расскажем, в чём особенности кованых дисков, и какие параметры необходимо учитывать при подборе.

Что такое колесный диск

Колесо для легкового автомобиля, как правило, состоит из двух деталей: шина и диск. Иногда присутствует третий элемент – пневматическая камера. Любой обод является посредником. Он выполняет задачу по передаче вращающего момента с приводного вала на покрышку, которая соединяет машину с дорогой. Легковые диски изготавливаются из стали и алюминия. Последняя категория делится на две группы: литые и кованые. Они различаются по технологии производства,  поэтому эксплуатационные характеристики у них тоже разные.

В чем особенность кованных дисков

Алюминиевые диски, изготовленные методом ковки, намного превосходят по характеристикам стальные и литые аналоги. Это, своего рода, элита колёс. В своём большинстве обода служат весь жизненный цикл автомобиля, на который были установлены при первичной комплектации. Ещё нередко можно встретить на улицах провинциальных городов, какой-нибудь VW PASSAT В3 (1988-1993 гг.), эксплуатируемый 30 лет на родных кованых дисках.

  • Преимущества:
    • Прочность. Ободья очень крепкие. При попадании в дорожную выбоину на высокой скорости, вероятнее всего порвётся шина или погнётся подвеска, чем лопнет диск. Это разительное отличие от «литья», которое часто лопается.
    • Экономичность. При эксплуатации машины на лёгких колёсах двигатель потребляет на 10% меньше топлива. А вместе с этим, медленнее изнашивается подвеска.
    • Комфорт. Кованые диски практически не подвержены дисбалансу, а значит вибрация по кузову очень редкая гостья. Кроме этого, лёгкие ободья способны передавать меньшую силу удара на узлы подвески, что обеспечивает плавность хода. Вместе с этим, машина управляется послушнее.
    • Динамика. Приводным валам легче раскрутить колесо с алюминиевым диском. Машина быстрее разгоняется, а тормозной путь – сокращается, примерно на 6-10 метров, что доказано независимыми экспертами.
    • Эстетичный вид. Автомобили на кованых дисках смотрятся презентабельно. В некоторых случаях ободья не крашенные, а полированные до зеркального эффекта.
    • Ремонтопригодность. Вмятина на кованом диске поддаётся рихтовке, в то время как на «литье», при аналогичной операции, может появиться трещина.

  • Недостатки:
    • Высокая стоимость.
    • Сложно купить поштучно.

Среди российских производителей дисков, эксперты особенно выделяют компанию К&К. Её продукция использовалась в первичной комплектации автомобилей многих моделей: ВАЗ, UAZ Patriot, Ford Focus, Kia Spectra, а также Renault Logan и Duster. На свои колёса изготовитель даёт пожизненную гарантию. С такими характеристиками средняя цена комплекта дисков стоит от 20 тыс., руб. Дороговато, но диски себя окупают, благодаря повышенному сроку службы.

Из чего изготавливают кованные диски

Для производства кованых ободьёв используется лёгкий парамагнитный металл, который на 97% состоит из алюминия, а на оставшиеся 3% — из магния и титана. Как правило, сырьё поступает на завод в виде стрежней или столбов (форма бар 6061). Некоторые предприятия используют исключительно авиационный алюминий марки 6061-Т6.

Технология изготовления

Изначально столбы нарезают поперёк, на ровные шайбы. Средний вес одной заготовки достигает 12-14 кг. Затем шайбы размещают на специальном стенде по 12 шт., после чего отправляют в печь. Здесь болванки нагревают до температуры 500°C, что делает их мягкими. Затем, горячие заготовки устанавливаются в ротационных станках, где в процессе вращения и давления прессом им придаётся форма обечайки. С виду они становятся похожи на большие, толстостенные кастрюли.

Ещё тёплые «кастрюли» поступают на линию вращательных станков, похожих на гончарные, где роликами на обечайке формуются узнаваемые элементы диска: закраина, рёбра жёсткости и хампы. Далее колеса переходят на фрезерные аппараты с ЧПУ, где происходит сверловка монтажных отверстий и появляется рисунок спиц. Затем изделия шлифуют, красят или полируют, после чего проверяют на дефекты. Если брак на диске не обнаружен, то его упаковывают и отправляют на склад готовой продукции.

Какие параметры нужно учитывать при подборе дисков

Все колёсные ободья имеют определённый типоразмер. Таким образом, одну и ту же модель продукта, но разного размера, например R13 – R18, можно использовать на автомобилях различных классов. Чтобы информировать покупателя о параметрах изделия, изготовитель наносит маркировку размеров на обод. На легкосплавных дисках, как правило, сведения с внутренней стороны. Рассмотрим на примере диск для Lada X-ray – 6J R15 ET40 PCD4x100 DIA60.1:

Кованые диски черного цвета

  • 6 – ширина обода в дюймах;
  • J – тип закраины обода;
  • R 15 – монтажный диаметр для шины в дюймах;
  • ET 40 – вылет диска в мм;
  • PCD 4×100 – сверловка: 4 монтажных отверстия, с общим диаметром по центрам 100 мм;
  • DIA 1 – центральное отверстие под ступичный цилиндр в мм.

Если колёса установлены на машину, то найти маркировку на внутренней стороне обода очень сложно. Поэтому автопроизводитель дублирует информацию на кузове машины. Сведения указаны на шильдиках и таблицах, которые традиционно размещены:

  • на стойке дверного проёма с водительской стороны;
  • в перчаточном ящике (бардачке);
  • на обратной стороне лючка бензобака.

Кованые синие диски

Кроме этого, сведения напечатаны в «Инструкции по эксплуатации ТС» в таблице «Технические характеристики», раздел «Колёса».

В некоторых случаях автопроизводители позволяют поиграть размерами, например вместо ободьёв R15 поставить R16 или R17. Только в этом случае придётся купить низкопрофильную резину.

Кованые диски – это легкосплавные колёса премиум сегмента. Улучшают динамические характеристики машины и позволяют экономить личный бюджет на топливе. Отличаются повышенной прочностью и длительным сроком службы. Подходят для эксплуатации в разных условиях ландшафта.