Литые диски: преимущества и недостатки. Как выбрать?

Красивая внешность машины – мечта каждого автомобилиста. Особый шик любому «болиду» способны придать изящные колёса, особенно легкосплавные диски, изготовленные из алюминия. Даже классика ВАЗ на «литье» смотрится гораздо интереснее. Кроме эстетики, легкосплавные обода имеют ряд преимуществ, улучшающих динамику автомобиля. Далее расскажем, в чём особенности колёс из алюминия, и какие параметры нужно учитывать при выборе дисков.

Колесные диски – что это

Автомобильное колесо состоит из двух деталей: шина и диск. Последний элемент обеспечивает передачу крутящего момента с приводных валов на покрышку, которая соединяет машину с дорогой. Обода изготавливают из алюминия и стали, редко из магния и титана. В настоящее время легкосплавные диски выпускаются самой широкой модельной линейкой. Поэтому на один и тот же автомобиль можно подобрать разный дизайн колёс. Главное здесь – учесть размеры.

Преимущества и недостатки литых дисков

Обода из алюминия делятся на 2 категории: литые и кованые. Несмотря на одинаковый материал, некоторые характеристики ободьёв разительно отличаются. Всё дело в технологии производства, из-за которой структура металла готовой продукции получается разной.

  • Преимущества «литья»:
    • интересный дизайн, привлекающий взгляды людей;
    • широкий ассортимент, способствующий выбрать модель по вкусу;
    • не ржавеют, поэтому долго сохраняют презентабельный вид;
    • лёгкая масса, позволяющая двигателю экономить топливо;
    • прекрасная управляемость из-за сниженного веса колёс.

  • Недостатки «литья»:
    • хрупкая конструкция, после сильных ударов часто появляются трещины;
    • плохая ремонтопригодность, трудно отрихтовать или заварить;
    • необходимо чаще балансировать, так как наклеенные грузики отваливаются;
    • высокая цена, которая в несколько раз превышает стоимость стальных аналогов;
    • редко продаются поштучно.

Эксперты не рекомендуют эксплуатировать легкосплавные диски на пересеченной местности. Для бездорожья или грунтовых дорог лучше использовать стальные «штамповки». Дело в том, что вне города на алюминиевом ободе легко получить вмятину, которую будет сложно или невозможно отрихтовать. Если образуется трещина, то заварить её возможно только аргоном, а оборудование и сварочные аппараты есть не у многих сервисных мастерских.

Технология изготовления легкосплавных дисков

Легкосплавные диски появились на исходе 50-х гг., ХХ века. Они были разработаны для автоспорта. Изготавливались из сплава на основе магния. С 1980-х гг., облегчённые обода стали устанавливать на гражданские машины. Чтобы удешевить производство, пришлось использовать алюминий. Современный сплав содержит 97% лёгкого металла, а остальное приходится на добавки из магния и титана. Колёса изготавливают 2-я способами: литьё и ковка.

Производство литых дисков выглядит так. Чушки (слитки) металла плавят в плавильной ёмкости при t 700 С°. Далее жидкий металл насыщают аргоном, что позволяет удалить водород и повысить плотность алюминия. В процессе добавляют другие компоненты: магний, титан и прочее. Всплывшую пену из оксида алюминия удаляют с поверхности. Затем, чистый сплав разливают по матрицам будущих дисков, где происходит формовка и дальнейшее застывание, в течение 7-10 мин.

После, матрицу разбирают, а заготовку опускают в воду, для охлаждения. Полуготовые диски устанавливаются на стеллаж и отправляются в печь. Здесь, при плавающей температуре 180°C – 500°С в течение 10-12 часов, они приобретают дополнительную прочность. Далее края заготовок обрабатывают, поверхность шлифуют и красят, проверяют в ОТК, упаковывают и направляют на склад готовой продукции.

Для сравнения опишем процесс производства кованых дисков. Вместо чушек здесь алюминиевый столб, который режут на ровные шайбы, средний вес которых достигает 14 кг. Затем 12-16 заготовок размещают на стеллаже и отправляют в печь. Здесь шайбы разогреваются до 500°С, вследствие чего становятся мягкими, но не плавятся. Далее, горячую заготовку размещают в ротационном  станке, где в процессе вращения она приобретает обод. Такая форма напоминает кастрюлю.

Затем «кастрюля» автоматически перемещается на «гончарный» станок, оборудованный роликами. Вращающейся заготовке придают рёбра жёсткости. Далее диск переходит на фрезерное устройство, с помощью которого на сердцевине наносятся монтажные  отверстия и рисунок спиц. Затем обод полируют, при необходимости красят, проверяют и упаковывают.

На что обращать внимание при выборе автомобильного диска

Все автомобильные колёса имеют определённые размеры. Чтобы выбрать литые диски в соответствии с рекомендациями автопроизводителя, необходимо учитывать технические параметры. Как правило, изготовители наносят маркировку на внутреннюю часть обода. Разберём на примере «литьё» для Lada Vesta Sedan – 6JxR15/ЕT50/PSD 4×100/DIA 60.1:

  • 6 – ширина обода в дюймах;
  • J – тип закраины обода;
  • R15 – диаметр обода в дюймах;
  • ЕТ50 – вылет диска в мм;
  • PSD 4×100 – количество монтажных отверстий с общим диаметром по центрам в мм;
  • DIA1 – диаметр центрального отверстия под ступичный цилиндр в мм;

Кроме этого, необходимо учитывать статическую нагрузку. Её маркировка размещается отдельно, как правило, в полости спиц и может выглядеть так: WLC 500 кг (wheel load capacity). Это один из важных параметров, нарушив который эксплуатация становится небезопасной. Ведь при низкой несущей способности диск может легко расколоться, что нередко провоцирует ДТП.

Что касается параметров ширины, диаметра и вылета обода, то здесь можно поиграть размерами, но не сильно. В противном случае автомобиль утратит заявленные производителем характеристики: ухудшится курсовая устойчивость, увеличится радиус разворота, управление станет валким.

Литые диски – это облегчённые современные колёса. Благодаря сниженной массе ободьёв, двигатель сокращает потребление топлива, а машина лучше управляется. Вместе с техническими преимуществами, вид автомобиля становится более презентабельным. Однако, «литьё» достаточно хрупкое и неремонтопригодное, поэтому эксперты рекомендуют эксплуатировать машину бережно.