Маркировка колесных дисков: обозначения и расшифровка

Легковые автомобили выпускаются моделями разных классов для различных условий эксплуатации. Они комплектуются колёсами с определёнными размерами шин и параметрами дисков. Благодаря этому, автовладелец может подобрать рекомендованные изготовителем ТС покрышки и ободья. Помимо резины, рекомендуется знать, где находится маркировка диска и как её расшифровать. Далее расскажем, в каких местах производитель наносит параметры обода и как их читать.

Какие бывают маркировки на колесных дисках

В свете мировой глобализации торговли, почти все производители колёс используют единую систему маркировок дисков. Причём неважно, из какого материала изготовлен продукт: сталь или алюминий. На территории Евросоюза изготовители руководствуются регламентом UN/ECE 124. Россия тоже использует европейские обозначения, которые выглядят примерно так: 7JхR16 ET35 PCD 5х139.7 DIA108 (Рекомендован для установки на УАЗ Патриот 2012 г.в.).

Если модель обода из стали, то информация штампуется снаружи, на обечайке. У «литья» сведения традиционно размещаются с внутренней стороны. Разглядеть маркировку диска, особенно скрытую, не всегда возможно. Поэтому, автопроизводитель дублирует информацию на шильдиках и наклейках на кузове автомобиля, где её можно отыскать:

  • На центральной стойке со стороны водительского проёма.
  • В полости перчаточного ящика (бардачка).
  • На обратной стороне лючка бензобака.

Кроме этого, информация есть в Руководстве по эксплуатации ТС, в таблице «Технические характеристики», раздел «колёса».

Основные параметры

Главные размеры, которые позволят установить диск на ступицу, обязательно размещаются на диске. Благодаря этому возможно безошибочно купить те колёса, которые указал в инструкции производитель. Разберём подробно УАЗовский диск: 7JхR16 ET35 PCD 5х139.7 DIA108.

Диаметр

Первым важным параметром идет ширина обода. У нас это «7». Измеряется в дюймах. В метрической системе будет равно: 7 х 25,4 мм = 177,8 мм. Литера «J» означает тип закраины, который наиболее распространён.

Ширина

Второе, на что следует обратить особое внимание, это монтажный диаметр. На нашем примере он обозначен R16. Литера R расшифровывается, как Rim, что в переводе с английского языка на русский значит – обод. Цифра 16, это размер в дюймах. Чтобы перевести в метрическую систему, необходимо: 16 х 25,4 мм = 406,4 мм.

В маркировке шин литера «R» имеет другое обозначение – Radial – радиальная конструкция корда. Это не радиус, как многие считают

Вылет

Чтобы все колёса стояли в одной колейности, производитель указывает параметр вылета диска. На примере обода от «Патриота», это  маркировка ET35. Измеряется в миллиметрах и означает расстояние от привалочной плоскости диска к его вертикальной оси. Вылет бывает 3-х видов:

  • Отрицательный.
  • Нулевой.
  • Положительный.

Чем меньше число, те сильнее выпирает колесо из арки. Пренебрегать эти значение не стоит. В противном случае можно увеличить рычаг нагрузки, вследствие чего ускорится износ подвески и ступичного подшипника. Рулевое управление станет валким.

Расположение крепежных

Колёса крепятся, как правило, на 4 или 5 болтов/гаек. В зависимости от модели авто, монтажные отверстия диска могут располагаться на разном удалении друг от друга. Чтобы обод подошёл по креплениям, изготовители маркируют параметр сверловки (разболтовки). У нас он выглядит так: PCD 5х139.7. Расшифровывается следующим образом: 5 крепёжных отверстий с общим диаметром по центрам 139,7 мм. Даже небольшая погрешность 2-3 мм, уже не позволит установить диск.

Диаметр посадочного отверстия

Последний параметр DIA108 – это размер центрального отверстия. Измеряется в миллиметрах. Если он будет меньше, то это не позволит надеть диск на ступичный цилиндр. Для «литья» диаметр делают заведомо больше, а лишний зазор можно устранить центровочными кольцами. У стальных штамповок таких опций нет. Здесь всё строго по размеру, так как диски тяжёлые и требуют более качественного центрования.

Виды кромки

Вернёмся к типу кромки. Помимо самого распространённого обозначения «J», возможно вам встретятся: B, D, P, K, JK или JJ. Двойная «JJ» часто используется у внедорожных колёс для автомобилей 4х4. Учитывая тип закраины, специалист шиномонтажной мастерской подбирает насадку для монтажа шины и выбирает определённый тип балансировочных грузиков.

Хампы

Если вы эксплуатируете бескамерные шины, то в маркировке ваших дисков можно встретить литеру  «Н». Параметр расшифровывается, как Hamp и переводится на русский – выступ. Это конструктивный элемент обода, расположенный внутри и удерживающий в пазе борт шины. Благодаря этому, резина не саморазбортируется на ходу в случае резкой разгерметизации. Хампы бывают разных форм: закруглённые, плоские и комбинированные (один край острый, другой круглый).

Эксперты рекомендуют взять на заметку правила чтения маркировки колесных дисков. Перед походом в магазин можно выписать информацию на листочек, а затем сверить данные на месте. На железных ободьях параметры наносятся снаружи, а на литых – внутри.