Многие автовладельцы, даже со стажем, приходят в смятение при виде многообразия различных надписей, букв и цифр на боковом профиле покрышки. Если маркировка размера колеса бывалым водителям ещё знакома, то с остальными индексами и сокращениями разобраться могут единицы. А ведь это важная информация, которая доносит до потребителя все характеристики авторезины. Именно маркировка шин помогает покупателю выбрать и приобрести наиболее подходящие колёса для эксплуатации в тех или иных условиях.
Основные маркировки
Выучить и держать в голове все расшифровки обозначений колеса, почти невозможно. Поэтому эксперты рекомендуют взять на вооружение основные:
· Бренд изготовителя.
· Модель.
· Типоразмер.
· Классификация.
· Сезонность.
· Индексы нагрузки и скорости.
· Сложность и безопасность.
Опираясь на перечисленные данные можно выбрать неплохой вариант шин. Они будут эффективными на дорожном покрытие и обеспечат автомобилю превосходные тягово-сцепные характеристики.
Производитель
Название своего бренда изготовители наносят самыми крупными буквами. Иногда литеры покрашены белым цветом, что делает их заметными издалека. У некоторых компаний есть логотип, который добавляет эксклюзивности к названию изготовителя. Например, Michelin всегда проштамповывает Бибендума (сахарного / забинтованного человечка). Это придаёт продукции дополнительный эффект.
Модель
Шинные ряды у производителей достаточно широкие. Заводы выпускают спортивные, магистральные, региональные, вседорожные и другие модели покрышек. Как правило им присваиваются свои наименования. Например, Michelin Pilot Sport 3 или Nokian Hakkapeliitta 7. У каждой модели колёс есть размерная линейка для разных дисков от R13 до R22. Таким образом потребитель может выбрать модную и качественную резину, как для небольшого Golf – класса, так и для представительского седана, например, Mercedes-AMG S 63 4MATIC+.
Типоразмер
Это главная маркировка колёс, которая позволяет подбирать именно те шины, которые советует автопроизводитель. Например, АвтоВАЗ рекомендует для Lada Vesta в стандартной комплектации 2 вида покрышек: 185/65 R15 и 195/55 R16 (первые узкие, с меньшим посадочным диаметром и более высоким профилем — для зимы). Расшифровывается маркировка так:
· 195 – ширина протектора в мм.
· 55 – высота профиля в процентах по отношению к ширине.
· R – радиальная конструкция шины (расшифровывается Radial).
· 15 – размер посадочного диаметра в дюймах, информирует о том, что покрышки подходят для дисков R15 (Буква R в этом случае расшифровывается, как Rim — обод).
Чтобы перевести высоту профиля в метрическую систему мер, необходимо 195мм х 55% = 107,25 мм. Для нахождения размеров посадочного диаметра, следует провести такие вычисления: 15 х 25,4 мм (величина 1 дюйма) = 381 мм.
На некоторых колёсах после типоразмера есть литера «С», например, 195/55 R16 С 94/91Н. Значит перед вами усиленные шины. Буква С расшифровывается, как Cargo (грузовой) или Commercial (коммерческий). Разные производители по-разному интерпретируют это обозначение, но смысл один и тот же – покрышка для перевозки грузов и интенсивной работы.
Данный тип резины разработан для минивэнов и микроавтобусов. У некоторых из них стоят ведущие мосты «спарки», предусматривающие парную установку колёс. Для такой компоновки предусмотрена маркировка: 94/91Н. Это индексы максимальной нагрузки на покрышку и предельно допустимая скорость. Согласно специальным таблицам они расшифровываются так:
· 94 – 670 кг;
· 91 – 615 кг (в парной установке);
· Н – 210 км/ч.
Немного отвлеклись, но продолжим тему размеров. Существует ряд шин, где высота профиля не указывается. Например, 205 R16C. В этом случае перед вами полнопрофильная покрышка, высота который превышает 80% от ширины протектора. Но такая особенность присуща лишь европейскому типу колёс (которым соответствует резина РФ). У американских шин типоразмер выглядит по-другому. Например, 35 / 12.5 R15 113Q:
· 35 – внешний диаметр колеса в дюймах.
· 12,5 – ширина протектора в дюймах.
· R – радиальная конструкция.
· 15 – размер посадочного диаметра в дюймах.
Чтобы высчитать высоту профиля, необходимо решить задачу: (35 – 15) / 2 = 10 дюймов, или 254 мм.
Индекс нагрузки
Конструкция шины рассчитывается инженерами для определённых условий эксплуатации. Одни автомобили предназначены для перевозки людей, другие для доставки тяжёлых товаров. Испытания колёс проходят при максимальной нагрузке, после чего изделию присваивается определённый индекс (Load Index).
Для обозначения используют двухзначное или трёхзначное число: от минимального 50 (190 кг) до максимального 169 (5 800 кг). Данный параметр маркируется вместе с размером, например, 195/55 R16 С 94/91Н. Иногда отображается в расшифрованном виде.
Таким способом изготовитель информирует покупателя, что шина будет соответствовать заводским характеристикам, если её не нагружать больше, чем рекомендовано, и не превышать установленную скорость (на нашем примере буква «Н»).
Пренебрежение требованиями может привести к разрыву колеса на ходу. Эксперты рекомендуют брать покрышки с запасом на 20% больше. Свыше этого рассматривать грузоподъёмность не стоит, так как колёса будут слишком тяжёлыми из-за усиленного каркаса.
Некоторые производители маркируют Load Index в фунтах. Чтобы не перепутать допустимую нагрузку, обязательно смотрите на страну производства. Она маркирует цифрой в кружочке E1 — E48 (Европа), L5 (Турция), 1V -A7 (Таиланд), 1U (Китай) и другие.
Индекс Скорости
Данный параметр зашифрован в латинскую букву. Всего 14 литер: от L (120 км/ч) до Z (свыше 300 км/ч). Этим ограничением изготовитель предупреждает, на какой максимальной скорости колесо будет соответствовать заводским характеристикам. Индекс маркируется в типоразмере, например, 195/55 R16 С 94/91Н (210 км/ч).
Давление
Почти весь автопарк колёсной техники передвигается на пневматических шинах. Параметр давления можно отыскать по надписи — Max Pressure. Объём воздуха является одной из важных характеристик. Американцы используют фунты (PSI), а европейцы Паскали (кПа) и Бары (бар). Если модель шин сертифицирована для ЕС и США, то скорее всего давление будет указано в нескольких единицах. Одна атмосфера равна 1 кгс/см2, или:
· 0,98 бар;
· 14,223 PSI;
· 98,066 кПа.
Информация о пневматических величинах Max Pressure обычно размещается под индексом максимальной нагрузки Max Load.
Маркировка M+S
Аббревиатура наиболее часто применяется на всесезонных покрышках европейского типа. Иногда обозначается, как M&S, что расшифровывается — Mud & Snow, а переводится – грязь и снег. Производитель информирует автовладельцев, что резиновая смесь и протектор адаптированы для эксплуатации мягкой зимой. Иногда такой вид шин называют альпийским. В Северной Европе и на большей части РФ водители предпочитают арктический тип колёс — «шиповку».
Классификатор сезонности
Современная резина выпускается в широком ассортименте, среди которого покрышки делятся на классы по сезонному и погодному применению. Поэтому на боковом профиле можно встретить такие аббревиатуры, как:
· AS (All Seasons, Any Season) – всесезонка.
· AGT (All Grip Traction) – всесезонка.
· AW (Any Weather) или Frost – всепогодная.
· R+W (Road + Winter) – для зимних дорог.
· A/T (All Terrain) – любая местность.
· M/T (Mud Terrain) – для грязной местности.
Иногда надписи сопровождают иконки: солнце, капли дождя и другие. Исключительно для зимних шин разработана пиктограмма в виде снежинки на фоне 3-горных вершин 3PMSF (Three Peak Mountain Snow Flake), что говорит о сертификации резины для эксплуатации в суровые морозы.
Дождевые покрышки
В некоторых уголках планеты затяжные сезоны дождей. Для таких регионов разработаны специальные аквашины. Как правило они маркируются так:
· Rain;
· Aqua;
· Water;
· Aquatred;
· Aquacontact.
Иногда надписи дополняет иконка зонтика. Такие шины легко узнать по развитой системе широких дренажных каналов и блокам V-образной формы.
Назначение
Некоторые автомобили немного схожи. Например, минивэны похожи на легковые машины, микроавтобусы немногим отличаются от фургонов и среднетоннажных грузовиков. Чтобы автовладелец выбрал именно тот тип шин, который ему нужен, изготовитель маркирует продукцию такими аббревиатурами:
· P (Passenger) – для обычным легковых авто.
· LT (Light Truck) – лёгкая коммерческая техника.
· ST (Special Trailer) – прицепы.
· LRO (Low Platform Trailer) – низкорамные прицепы.
· T (Temporary) – запаска.
Грузовые шины тоже маркируются: F(Front) для передней оси, D (Drive) – ведущие покрышки, T (Trailer) для шасси трейлеров.
Дата производства
Колёса имеют ограниченный срок службы. Помимо износа резина стареет. Чтобы не приобрести ветхую покрышку, залежалую на складе, необходимо обратить внимание на дату производства. Обычно она указана в овале, например, так: 08/16. Это означает, что колёса выпущены на восьмой неделе 2016 года (в феврале). Резину старше 5 лет покупать не рекомендуется. Нераспроданные за это время колёса, торговая точка должна вернуть изготовителю для переработки.
Индексы: температуры, пробега, торможения
На боковом профиле колёс можно встретить эксплуатационные характеристики. Как они выглядят и что означают?
· Temperature (A, B, C) – устойчивость к температурным нагрузкам. Чем выше литера, тем надёжней колесо при экстремальном нагреве.
· Traction (А, В, С) – коэффициент сцепления при торможении на влажной поверхности. Литера А лучший результат.
· Treadwear – предполагаемый ресурс. Обязательно дополняет двузначным индексом. Например, цифра 100 расшифровывается, как 48 000 км.
Последний параметр изготовитель считает предельным, т.е, износ впритык. Поэтому при выборе рекомендуют делить его на 2. Пример: если индекс износоустойчивости Treadwear 150 (72 тыс. км), то колёса гарантировано проходят 36-40 тыс. км.
Слойность
Конструкция шины состоит из нескольких элементов. Одним из главных является корд. От его структуры зависит прочность изделия. Производитель информирует покупателя, из какого материала и скольких слоёв сделан каркас. Например, Tread plies: 2 Polyester Cord + 2 Steel cord + 1 Nylon cord – протекторная часть из двойного полиэстера, двойного металлического корда, а боковины из 1 слоя нейлона.
Индикатор износа
Автовладелец должен следить за состоянием шин, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения. Для этого на покрышке есть индикаторы износа. Маячки традиционно размещают на дне каналов и канавок. Их удобно найти если колесо стоит на передке и вывернуто в сторону. На задней оси индикатор найти сложно, из-за крыла. Чтобы облегчить поиск, изготовитель наносит на боковину стрелочки или надписи: TWID, TWI, DSI.
Шипы
Скандинавский тип резины продаётся с «когтями». Современные технологии позволили расширить линейку этого продукта и теперь он может быть изготовлен из различных материалов. Какими именно шипами оснащена покрышка, можно узнать на боковине:
· AD – алюминиевые.
· OD — овальный сердечник.
· SD — твердосплавный стержень.
· DD — прямоугольный сердечник с алмазной гранью
· MD – полиуретановая оболочка с твердосплавным стержнем.
Цветные маркеры
Новые покрышки продаются с полосками на протекторе и кружками на боковинах различной цветовой гаммы. Они обладают важной информацией:
· Красная точка на профиле – самое жёсткое место. Его необходимо совместить с литерой L на диске
· Белая точка – самое эластичное место. Должно быть расположено на другой стороне, относительно литеры L.
· Жёлтая точка – самоё лёгкое место. Здесь должен быть колёсный вентиль.
Цветные полосы на протекторе – это маркеры для работников складов, подсказывающие им правила хранения.
Безопасность
Некоторые модели современных шин довольно прочные, обеспечивающие безопасное движение на скорости. Даже после прокола машина способна продолжить движение, без нанесения ущерба конструкции колеса. Об особенности покрышки можно узнать на боковине по аббревиатуре:
· RFT (Run—Flat Tyre) – позволяет двигаться со скоростью 80 км/ч на разгерметизированном колесе до 100 км пути.
· MFS (Maximum Flange Shield) – полная защита закраины обода от разбортировки.
· FR (Flange Protector) или RPB (Rim Protection Bar) или MFS (Maximum Flange Sheild) – у резины есть защита закраины диска.
· FB (Flat Base) – шина без защиты обода.
Обеспечивая безопасность закраине, после удара о дорожную выбоину или бордюр, в месте соединения резины и диска не произойдёт разгерметизации.
Цветной орнамент
Некоторые модели шин, в основном спортивные, поступают в продажу с белыми надписями на боковинах. Как правило так выделяют брэнд производителя и типоразмер. Если со временем краска сойдёт, можно восстановить былой цвет, обратившись к зашифрованным значениями:
· OWL (Outline White Letters) – буквы были белыми.
· BSW (Black Side Wall) – литеры чёрного цвета.
· VSB (Vertical Serrated Band) – вертикальное размещение.
· RWL. – ретро полоса белого цвета.
· RRBL (Recessed Raised Black Letters) – вдавленные буквы.
· ORBL (Outlined Raised Black Letters) – поднятые буквы.
· WSW – белый профиль.
· BLK – чёрный профиль.
У компании Michelin есть технология Premium TOUCH. Надпись бренда на боковине сделана на бархатном фоне, что придаёт покрышкам премиальный эффект.
Дополнительные маркировки
Профиль покрышек буквально испещрен различными буквами и цифрами, сообщающими покупателю полезную информацию. Здесь и конструктивные особенности, и дорожная классификация, и порядок установки и многое другое. Предлагаем к ознакомлению технический глоссарий:
· TUBE TYPE или «ТТ» — шина для эксплуатации с камерой. На немецких изделиях пишут Mit Schlauch.
· TUBELESS или «Т» — бескамерный тип покрышки.
· PR – величина слоёв корда. Например, 4PR, 6PR, 8PR и т.д. Чем выше слойность, тем крепче шина. Как правило уже после 6-ки пишут Reinforced, что переводится, как усиленная.
· Plies: tread – наименование материалов, использованных в протекторном слое.
· Sidewall – наименование материала в основание боковины.
· Место производства. Помимо закодированного E1 — E48, всегда пишется государство, на территории которого выпущено колесо: Germany, Spain, Turkey, Taiwan, Japan и другие.
· Left / Right – установка колёс на левую или правую сторону автомобиля.
· OUTSIDE (Side Facing Out) – внешняя сторона покрышки.
· INSIDE (Side Facing Inwards) – внутренняя сторона шины.
· Rotation – маркировка информирует, в каком направлении должна вращаться шина. Как правило используется на асимметричных направленных рисунках протектора.
· XL (Extra Load) – конструкция шины усиленная.
· Steel (сталь) – в строении покрышки использован стальной корд. Как правило это брекер. Остальной скелет из нейлона или вискозы.
· All Steel – весь каркас шины металлический
· DOT X0 (Department of Transportation) – резина сертифицирована в Минтранспорте США.
· DA (Secunda) – так маркируются шины, которые имеют незначительный заводской дефект, не препятствующий эксплуатации.
· Green X (Reduces CO2) – обозначение экошин, так как они помогают двигателю экономить топливо, в следствии чего сокращаются выбросы СО2 в атмосферу.
· ND (Non Directional) – колесо с ненаправленным рисунком протектора.
· NHS (Non Highway Service) – низкоскоростные покрышки.
· SAG (Super All Grip) – резина для пересечённой местности.
· SUV (Sport Utility VehiCles), CUV (Crossover Utility Vehicle) SAV (Sport Activity Vehicle) – резина разработана для внедорожников, пикапов и кроссоверов со спортивными характеристиками.
· REGROOVABLE – протектор шины допускается восстанавливать методом нарезки каналов регрувером.
· RETREAD – реставрированная покрышка, у которой заменили протекторную ленту путём наварки (холодной или горячей).
· Studless – зимняя шина, не подлежащая ошиповыванию.
· Studdable – зимняя резина, конструкцию которой допускается зашиповать.
· Studded – на колёса установлены шипы в заводских условиях.
Брифинг
Почти все крупные производители шин обладают корпоративными сайтами. Здесь разработчики выкладывают полезную информацию о выпускаемых моделях покрышек: какие технологии были использованы и какими маркировками они отображаются на резине. Также изготовитель указывает, для каких дорожных условий подходят те или иные покрышки, и в чём их преимущества перед другими моделями.
Эксперты рекомендуют ставить на автомобиль шины одной модели. Если эксплуатировать колёса от разных брендов, машина не сможет обеспечить полных заводских характеристик из-за разной структуры резиновой смеси. Например, одни колёса будут жёстким, другие мягкими. Ещё обратите внимание на советы экспертов:
· Шипованные покрышки необходимо устанавливать на все оси автомобиля.
· Не рекомендуется эксплуатировать колёса с разной высотой профиля, если это не предусмотрено заводской конструкцией.
· Не устанавливайте новое колесо на передок, вместе с изношенным. Лучше перекиньте его на задок, а оттуда на передок.
· Не эксплуатируйте шины старше 10 лет. Даже если они на вид как, новые, допустим лежали в гараже, то структура уже разрушается. Такие покрышки способны разорваться на ходу.
· Каждые 8-10 тыс. км. пробега (на ТО) делайте балансировку и межосевую перестановку колёс, чтобы протектор снашивался равномерно. Так колёса прослужат на 1-2 сезона дольше.
У некоторых автовладельцев резина бегает по 80-90 тыс. км. Для этого они не менее 2-х раз в месяц проверяют давление, регулярно моют и увлажняют силиконом боковины, придерживаются принципиально правильного стиля вождения и бережно хранят колёса в межсезонье.
Заключение
В данной статье собран полный материал информации о маркировках шин. Некоторые разделы пригодятся многим автовладельцам. Правильно подобранные колёса, это залог экономичной и безопасной эксплуатации машины. Что касается типоразмера, то его стоит выбирать исключительно по рекомендации автопроизводителя. Эти данные можно отыскать в Инструкции по эксплуатации или на кузове (стойка водительского проёма, в бардачке, обратная сторона лючка топливного бака).