Нарезка протектора — преимущества и недостатки процедуры

Автошина подвергается абразивному воздействию и постепенно изнашивается. Некоторое модели покрышек обладают усиленной конструкцией, предусматривающей восстановление колеса. Для этого существует 2 метода: наварка и нарезка. Второй способ более интересен водителям, так как процедуру можно сделать в большинстве шиномонтажных мастерских или своими руками. Что такое нарезка протектора, каким инструментом производится восстановление и какие колёса «реанимировать» нельзя, об этом далее.

Что такое протектор, характеристики износа

Автомобильная шина – это сложное многослойное изделие, которое состоит из таких элементов, как: борта, боковины, каркас, корд, брекер и протектор. Последний представляет собой толстую бандажную ленту, которая является контактной частью. Она соприкасается с дорогой, выступая связующим звеном между автомобилем с поверхностью. Для дополнительной устойчивости транспортного средства, протектор оснащается рисунком, который сгруппирован из блоков, каналов, желобов и ламелей.

В процессе эксплуатации контактная поверхность изнашивается. Глубина каналов становится меньше. Ухудшается сцепление, курсовая устойчивость и качество рулевого управления. При въезде в лужу протектор не может справиться с эвакуацией воды и появляется аквапланирование, способное привести к ДТП.

Средний срок службы покрышек 40 — 60 тыс. км. У бережливых водителей колёса ходят до 80 — 90 тыс. км. Но рано или поздно шины придётся менять, так как законодательством установлено, какая остаточная глубина протектора допустима для эксплуатации (П.П. РФ от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения», раздел 5. «Колёса и шины»):

  • 0,8 мм – мотоциклы и мопеды;
  • 1 мм – грузовые автомобили;
  • 1,6 мм – легковые машины (лето);
  • 2 мм – автобусы;
  • 4 мм – легковые машины (зима).

Если сотрудник ГИБДД поймает водителя на лысой резине, то нарушителя ждёт административное взыскание: штраф 500 руб (Ст. 12.5 КоАП). Предложение Думского комитета наказывать автовладельцев на 2 000 руб., всё ещё рассматривается, с 2016 года.

Нарезка протектора – что это, как выполняется

У каждой покрышки, разработанной для дорог общего пользования, есть рисунок протектора. Каналы и желоба разделяют бандажную ленту на секции, сгруппированные центральными и плечевыми блоками. У изношенного протектора глубина каналов и желобов становится маленькой. Машинкой, под названием регрувер, можно углубить рисунок, обеспечив колёсам былые характеристики. Процесс нарезки протектора шин выполняется так:

 

  • Мастер очищает беговую часть от камней и битумных пятен.
  • Маркером белого цвета прорисовывает контур, где будет срезать старый слой.
  • Согласовывает глубину с владельцем колеса 1,5 – 8 мм (зависит от насадки-ножа).
  • Сперва восстанавливает продольные каналы.
  • Затем происходит нарезка диагональных канавок, расходящихся от центра к боковинам.

Мелкие желоба и ламели обычно не трогают. Достаточно основных углублений, которые начнут эффективно осушать пятно контакта от воды, снижая риск аквапланирования. После ремонта, восстановленное колесо способно пробежать 40 тыс. км.

Регрувер – это электрический аппарат, работающий по принципу паяльника. Наконечник оснащается ножами в форме петли. В нагретом состоянии он срезает старые слои резины, словно тёплый нож сливочное масло. Цена машинки от 20 000 руб.

Умелые российские автовладельцы сами делают регрувер из обычного паяльника и лезвий канцелярских ножей, которые сгибают петлёй и прикручивают к наконечнику. Результаты восстановления шин в обоих случаях – идентичные.

Преимущества и недостатки процедуры

«Реанимированная» покрышка может пробежать до 40 тыс. км. Не рекомендуется восстанавливать протектор более 2-3 раз. Если игнорировать советы экспертов, то можно критично ослабить бандажную ленту. Однажды она не выдержит ударной нагрузки или тяжёлой массы, и шина взорвётся.

Исчерпали лимит нарезок? Тогда меняйте протекторную ленту путём наварки. При таком чередовании резина способна пробежать до 450 тыс. км.

На шинах, рассчитаных для восстановления, есть маркировка – REGROOVABLE. Это колёса повышенной прочности. Легковые покрышки не имеют усилений. Они собираются на облегчённом каркасе с тонкой бандажной лентой. Такая конструкция восстановлению не подлежит.

В нашей стране есть «спецы», которые «подмолаживают» шины для продажного вида. Слабая конструкция протектора может не выдержать удара или перегрузки и колесо взорвётся. Если на ходу, то высок риск устроить ДТП с печальным финалом. Сэкономив на колёсах, можно потерять куда больше на ремонте кузова, а ещё хуже – лишиться здоровья.

Как можно отличить восстановленный протектор

Вторичный рынок шин очень сильный в нашей стране. Ими торгуют через интернет, на авторынке и в шиномонтажных мастерских. С виду хорошая резина может оказаться восстановленной. Как это определить?

  • Беговая часть изношена и уже серая, а каналы свежие, жгуче-чёрного цвета.
  • Некоторые блоки, особенно на плечах, начали срастаться.
  • Нет индикаторов износа, потому что их срезают. Если оставляют, то они неровные.
  • Каналы нарезаны криво. Есть заусеницы. Ширина меняется.

Если перед вами легковые б/у колёса с перечисленными признаками реставрации, настоятельно рекомендуется отказаться от покупки. Не надо слушать «аргументированные» речи продавца. Ведь такая резина для нарезки не предназначена. Что касается грузовых шин, то здесь тоже стоит крепко подумать. Ведь неизвестно, сколько раз колёса «реанимировали».

Резюме

Восстановленный протектор на шине – это дополнительные тысячи пробега. Однако, ремонту подлежат только покрышки с маркировкой REGROOVABLE. Для легковых колёс такая опция не предусмотрена. Исключительно для средне – и крупнотоннажного грузового транспорта.