Когда нужно ли менять диски? Как узнать?

Колёса постоянно находятся в агрессивной среде. Время от времени они принимают на себя ударные нагрузки различной степени тяжести. Иногда повреждения фатальные. Такие ситуации часто происходят ранней весной, так как выбоины скрываются в лужах. Поэтому, нужно ли менять диски на зиму – каждый собственник ТС решает по-своему. Многие придерживаются устоявшихся правил: для снежных дорог – железные «штамповки», а для открытого летнего асфальта – «литьё». Далее расскажем, каким повреждениям чаще подвергаются обода, и при каких признаках колёса рекомендуется заменить.

Каким воздействия подвержены диски

В период эксплуатации колёсные диски пребывают в недружественной среде. Эмаль подвержена абразивному воздействию песка, гравия, грязи и льда. В царапины и сколы проникают химические реагенты, что приводит к образованию коррозии (на «штамповках») или окислению (на «литье»).

Из-за плохих дорог обода часто гнутся и лопаются. При боковом заносе или ДТП, у диска может появиться осевое смещение. А иногда, при очень сильном ударе, сердцевина полностью откалывается от обечайки. Тогда гарантировано потребуется замена. При эксплуатации автомобиля в сельской местности колёса изнашиваются быстрее. Ведь грунтовые и просёлочные дороги богаты камнями и глубокими ямами.

Типы колесных дисков, их преимущества и недостатки

В настоящее время автовладельцы эксплуатируют «болиды» на одном из 4-х типов колёсных дисков: стальные, литые, кованые и сборные. Первые 2- группы наиболее распространены. Они изготавливаются из разных материалов и обладают рядом индивидуальных особенностей.

  • Стальные. Самый распространённый тип дисков. Пользуется спросом вследствие низкой себестоимости производства и недорогой отпускной цены. Обладает высокой степенью ремонтопригодности: легко рихтуется и свободно варится электросваркой. Однако, из-за склонности к коррозии, тяжёлой массы и скучного дизайна – наиболее часто применяется для зимней эксплуатации.
  • Литые. Изготавливаются из алюминиевого сплава, поэтому легче «штамповок» на 15-20%. Выпускаются широкой размерной линейкой с интересным дизайном. Автовладельцы предпочитают ставить «литьё» для летней эксплуатации. В качестве основных недостатков выделяют 2 момента: более высокая стоимость, чем у штамповок, и плохая ремонтопригодность. Структура металла с низкой пластичностью, поэтому отрихтовать диск сложно. Заварить трещину можно, но исключительно аргоном.

Кованые ободья тоже из алюминия. Но вследствие другой технологии производства (ковки), колёса намного крепче «литья». Служат практически весь срок «жизни» автомобиля. Что касается сборных дисков, то они очень дорогие и редкие. Изготавливаются из кованых элементов. В нашей стране не нашли широкого потребления из-за высокой цены, которая составляет в среднем 100 тыс. руб. за комплект.

При каких повреждениях необходимо поменять диск

При сильной деформации эксперты рекомендуют, не раздумывая менять колесные диски. У обода может появиться статический или динамический дисбаланс. В первом случае «скат» будет скакать (козлить), а во втором – «восьмерить». Исправить геометрию на прокатном станке не всегда возможно, а иногда нерентабельно.

Если литой или кованый диск получил трещину, то её можно заварить аргоном. Однако, восстановленные колёса рекомендуется ставить исключительно на заднюю ось справа, или использовать, как запаску. В Японии и ряде стран Европы запрещено эксплуатировать диски после нагрева свыше t 220°C , так как металл утрачивает свои характеристики. Регламент утверждён Ассоциацией европейских производителей колесных дисков (EUWA – Association of European Wheel Manufacturers).

Можно ли заменить один диск

Иногда владельцев ТС интересует, можно ли менять всего один диск, например, когда тотально раскололся обод? Да, можно. Для этого необходимо приобрести продукт того же производителя и той же модели. Если оригинала нет в продаже, тогда следует подобрать аналог. Для этого потребуется учесть следующие параметры:

  • Материал изготовления (сталь/алюминий).
  • Вес.
  • Статическая нагрузка.
  • Монтажный диаметр.
  • Ширина обода.
  • Вылет.
  • Диаметр центрального отверстия
  • Количество отверстий для крепления к ступице.

Даже если различие в массе будет всего 20 гр, то со временем это негативно отразится на узлах привода и подвески. При несовпадении параметров разболтовки и центрального отверстия – диск не подойдёт к ступице.

Колёса подвергаются различным агрессивным воздействиям, поэтому их замена предусмотрена техническим регламентом. Эксплуатировать восстановленные диски не рекомендуется. После рихтовки или нагрева сваркой структура металла теряет былую прочность. Реанимированные диски можно использовать, но в качестве запаски.