Ошиповка зимних шин — способы и преимущества

Шины и быстрый шиномонтаж.

В северных регионах страны автомобили эксплуатируются на зимней скандинавской резине. Нам этот тип покрышек более известен, как «шиповка». В процессе езды протектор шин «лысеет», т. е., теряет «когти». Очень жаль, когда беговая часть ещё практически новая, но уже не пригодная для гололёда. Неужели опять предстоит покупать колёса? Выход есть – это дошиповка шин. Процедуру можно сделать самостоятельно или обратиться в «шиномонтаж». Работники мастерских часто дошиповывают новые покрышки, так как некоторые модели резины продаются без когтей, но с посадочными колодцами.

Что такое ошиповка шин

Ошиповка шин – это оснащение шипами протектора новых шин или доукомплектование «когтями» покрышек с пробегом, взамен утраченных. Операции подразделяются на первичную и вторичную, соответственно. Любая процедура отлично подходит автомобилисту, которому по долгу службы или по жизненным обстоятельствам необходимо переехать в северный регион. В этом случае можно не покупать новую резину, а зашиповать старую или установить шипы в протектор европейских (фрикционных) зимних покрышек.

Процесс обновления не сложный и его можно сделать своими руками. С задачей гарантированно справится автомобилист, при условии минимальных навыков слесарного мастерства. Для работы понадобится один из типов инструмента:

  1. Простой: пассатижи, отвёртка и молоток.
  2. Сложный: электродрель, пневматический шиповальный пистолет или шуруповёрт.

Если нет времени и места самому заниматься колёсами, то дошиповать покрышки могут в шиномонтаже или СТО. В таком случае будет предоставлена гарантия.

Какие шины можно ошиповывать

Ошиповывать можно не все шины, а исключительно зимнюю резину. Но при условии, что она не изношена. Почему только зимние колёса? Всё дело в конструктивных особенностях покрышек. Во-первых, протектор 2-слойный: нижняя часть твёрдая, а верхняя мягкая. Во-вторых – блоки беговой части толстые, в таком теле основание шипа будет плотно держаться.

В летних покрышках слишком твёрдый и тонкий протекторный слой. Поэтому они совсем не пригодны для оснащения «когтями» Всесезонную резину также не рекомендуется ошиповывать, так как это бесполезно. Конструкция покрышки для этого не предназначена. Но если вы рискнёте, то знайте, что она растеряет «когти» при первых же заездах.

Допустимое минимальное количество шипов зимних шин

Российское законодательство не регламентирует количество шипов, которое может быть установлено на колесо. Есть лишь ограничения по износу покрышек. Запрещено эксплуатировать зимнюю резину, если остаточная глубина протектора менее 4 мм (п.5, ПП N 588). Но для того, чтобы хоть как-то соответствовать нормам и не переборщить с «когтями», российские автомобилисты руководствуются европейским стандартам, которые предусматривают следующее количество шипов:

  • R 12 – R 13: не более 90 шт;
  • R 14 – R 15: 110 шт;
  • R16 — R18: 150 шт.

Специалисты шинных центров рекомендуют делать ошиповку задолго до зимы. После установки «когтей» резина должна отлежаться в течение 2-3 месяцев. Это продлит ей эксплуатационный период. А ещё, дошипованные колёса следует обкатать. Для адаптации потребуется проехать расстояние 500-800 км, лучше не маршем. В это время нельзя агрессивно водить машину и превышать на спидометре отметку 80 к/ч. Обязательно исключить торможение юзом и старт с пробуксовкой.

Как устроен шип

В нашем представлении шип, это гвоздь или игла. Но автомобильные «когти» более сложные. Они отличаются друг от друга по форме и устройству. Самыми распространёнными конструкциями являются:

  • круглый;
  • овальный;
  • четырехгранный;
  • треугольный;
  • ромбовидно-шестигранный;
  • бриллиантовый;
  • трапециевидный;
  • семигранный;
  • трёхлучевой;
  • крестообразный;
  • ремонтный вставной;
  • ремонтный вкручиваемый.

Чем больше у изделия граней, тем он качественней врезается в поверхность дорожного полотна. Но сложные шипы дороже, чем более простые аналоги. Для изготовления используются такие материалы, как алюминий, сталь, пластик и другие сплавы. Как правило, в наших покрышках алюминиевые шипы с вольфрамовым или стальным сердечником. Он может быть круглым, 3-угольным, 4-угольным, 7-угольным.

Виды шипов

Автомагазины предлагают всего 3 вида ремонтных шипов: однофланцевый, двухфланцевый и трёхфланцевый. Чем больше на корпусе выступов, тем он надёжнее сидит в колодце. Средняя длина шипа 6,8 — 7,8 мм. (Бывают до 10 мм). Диаметр фланца (пятки) 5-7 мм. У некоторых «когтей» окружность основания может достигать 12 мм. Стержень на 4,3 мм заглубляется в колодец. На поверхности должно оставаться 1,2 мм.

Варианты и правила ошиповки резины

Перед ошиновкой необходимо определиться, каким способом будут установлены новые «когти»: механическим или автоматическим. Исходя из предпочтения и возможности следует подготовить инструмент:

  • пассатижи или кусачки;
  • плоскую отвёртку;
  • пневматический пистолет;
  • мыльный раствор,
  • дрель или шуруповёрт.

Колеса следует почистить и помыть. Осмотреть протектор на предмет разбитых колодцев (если будет дошиповываться резина с пробегом). После этого необходимо купить комплект шипов. Если вы живёте на севере, то лучше с многогранным сердечником. После приготовлений необходимо подыскать место, где колесо возможно крепко зафиксировать. Сильно изношенные старые шипы потребуется удалить отвёрткой, поддев за основание, или вытащить их пассатижами. Если вы собираетесь ошиповывать фрикционную резину, то понадобится дрель, чтобы насверлить в протекторе колодцы.

Ручная ошиповка

Для ручной ошиповки, без пневматического пистолета, потребуется: обычный насос, отвёртка, молоток, штангенциркуль, пассатижи и мыльная вода. Порядок следующий:

  1. Помыть колесо и закрепить его.
  2. Продуть насосом колодец от грязи.
  3. Измерить глубину отверстий штангенциркулем.
  4. Купить шипы соответствующего размера (снаружи шип должен торчать на 1,2 мм).
  5. Нанести мыльный раствор.
  6. Вставить ребром шип в отверстие (угол 90°).
  7. Надавить пассатижами.
  8. Отвёрткой помочь заправить основание в колодец.
  9. Затем сверху обстучать шип молотком, через оправку (головку).

В магазинах можно встретить специальные оправки для забивания шипов. Это увесистое Т-образное устройство с внутренней полостью в ударной части, диаметром 3-4 мм

Если автовладелец решит установить вкручиваемые шипы, то для работы потребуется шуруповёрт (дрель с р/о). Насадка для вворачивания, как правило, продаётся в комплекте с «когтями». В этом случае мыльный раствор не нужен, а лучше использовать герметик (Loctite 480, Permabond C737 и другие).

С помощью пневмопистолета

Для ошиповки с помощью пневматического пистолета, необходимо подготовить колёса: почистить протектор, продуть и измерить глубину колодцев, закрепить покрышку. Купить шины необходимой длины. Смочить посадочный места мыльным раствором. Зарядить шип (ы) в обойму, вставить пистолет в колодец и нажать на курок спускового механизма. «Коготь» встаёт на место с 1 раза. Для работы пневмоинструмента понадобится компрессор. Подойдёт небольшой, например на 1100 Вт. Он используется многими строителями для забивания гвоздей.

Ошиповка новых и бывших в употреблении шин становится популярной в нашей стране. Восстановив протектор, можно отсрочить покупку колёс. Процедуру способно сделать большинство автовладельцев, достаточно иметь гараж и немного свободного времени. Некоторые сетуют, что «дошиповка бесполезна и через 2 месяца «когтей» не остаётся». Но, есть и другие отзывы, где за сезон у владельцев потерялось только 3-4 шипа. И таких много. Скорее всего — дело в соблюдении технологического процесса.