Каждый автовладелец мечтает о том, чтобы покрышки на машине ходили долго. Если от естественного старения резину уберечь не получится, то от технического – вполне возможно. Что для этого потребуется? Ответ: заниматься плановым обслуживанием дисков и шин, где не последнюю роль играет такой приём, как перестановка колес. Правила рокировки появились несколько десятилетий назад и доказали свою практичность. Зачем нужна перестановка, какие схемы существуют и какие покрышки менять местами нельзя? Об этом далее.
Перестановка колес – зачем нужна, как часто необходимо делать
При эксплуатации шин протектор изнашивается по-разному. Об этом ещё знали наши деды и отцы, поэтому в эпоху советского дефицита старались докатывать колёса до последнего. Для этого они регулярно делали межосевую перестановку. Перекидывали шины с одной стороны на другую, меняли задние «скаты» на передние и наоборот.
Современный рынок предлагает широкий выбор покрышек разного качества. Но высокая цена продукции не позволяет среднестатистическому россиянину часто менять «обувку» на машине. Вместе с этим предстоит потерять свободное время и понести дополнительные издержки на шиномонтажный сервис. Но, плановое обслуживание колёс, включая рокировку, может отсрочить покупку новых покрышек на 1-2 сезона и избавит от незапланированных расходов.
Когда перекидывать колёса? Большинство автомобилей проходят ТО каждые 5-15 тыс. км пробега (в зависимости от регламента). Машинам меняют масла, фильтры, протягивают крепёж, проверяют углы сход/развала. Именно в этот сервисный период эксперты рекомендуют совершить перестановку колес на автомобиле. В процессе рокировки следует проверить давление и сделать балансировку. От этих параметров напрямую зависит износ протектора.
Таким образом, шины изнашиваются равномерно, после чего их можно поменять всем комплектом. В этом ещё одно преимущество. Если раньше владельцы выбрасывали стёртых 2 колеса и искали им такую же замену, то теперь можно выбрать любой комплект резины.
Схемы перестановки колес
Легковые автомобили имеют несколько типов привода шасси: задний, передний и полный. Во время эксплуатации на колёса действуют разные силы: на передние одни, на задние другие. Как следствие, резина стачивается по-разному. При обычной езде на передке быстрее, так как работает в других условиях. Для любителей трогаться с пробуксовкой на классике, вся нагрузка ложится на задние покрышки. Учитывая расположение приводных валов, для каждого типа шасси появились свои правила межосевой перестановки:
- Заднеприводный (классический). Рекомендуется перекидывать колёса с передка назад, и наоборот, строго по диагонали. Если протектор направленный, то предстоит перебортировка.
- Переднеприводный. Допускается межосевая перестановка задних колёс на перед, но только на ту же сторону. А передние покрышки устанавливают на зад по диагонали.
- Полноприводный. Схема перекидывания шин, как у заднеприводных автомобилей, т.е., крест на крест.
- Запаска. Полноразмерное колесо с таким же рисунком протектора рекомендуется включить в схему. Сначала необходимо сделать стандартную процедуру, а затем поставить запаску вместо задней левой покрышки, которую в свою очередь отправить в багажник.
Эксперты рекомендуют автовладельцам завести блокнот, где будут отмечаться перестановки. Желательно маркировать колёса изнутри, например, ПП (переднее правое и т.д.), это поможет лучше ориентироваться на следующем ТО.
Перестановка колес в зависимости от типа привода автомобиля
Для внедорожников и кроссоверов, можно использовать как переднеприводную схему рокировки, так и заднеприводную. Всё зависит от типа трансмиссии 4х4:
- part-time (подключаемый);
- full-time (всегда полный);
- on demand (автоматизированный part-time).
Особое внимание стоит уделить пикапам. Многие владельцы используют их в городе без нагрузки. В таком случае центральная часть протектора изнашивается очень быстро, всего за 2 сезона. Но ели сделать своевременную перестановку, то комплект колёс прослужит 4 сезона.
Все ли шины можно переставлять
Что делать, если резина с асимметричным рисунком протектора? Для шин с указателями Rotation, Inside и Outside, возможна только продольная рокировка. По диагонали перекидывать покрышки нельзя. В этом случае разбортировка и забортировка не потребуются.
Как поступить, если на машине разноширокие шины? В таком случае можно переставить резину с одной стороны оси на другую. Но, при условии, что протектор симметричный ненаправленный. Перестановка колёс по стандартным схемам (с передка на зад и наоборот) – запрещена из-за расхождения в размерах,
Резюме
Автошина – это деталь с ограниченным сроком службы. Чтобы продлить резине ресурс, эксперты рекомендуют делать регулярную межосевую перестановку колёс. Процедуру можно совмещать с плановым техническим обслуживанием автомобиля. Такой приём подарит колёсам дополнительные 1-2 сезона «жизни» и сэкономит личный бюджет, отсрочив покупку нового комплекта шин.