Грузовые шины – виды и правила выбора

Современные грузовые шины представлены широким ассортиментом на рынке колёс. Владельцы транспортных компаний могут «обуть» самосвалы, тягачи, автобусы или прицепы в различные виды покрышек. Например, для магистральных и региональных перевозок, для работы в строительной, лесозаготовительной или добывающей отраслях и другое. Основные требование к такой резине: надёжность и безопасность. Одну из ключевых ролей для соответствия заявленным условиям играет протектор. Какого типа он бывает, каким сроком службы обладает и как его восстанавливают после износа, об этом далее.

Виды протектора грузовых шин – какие бывают

Ниша грузовых покрышек довольно схожа с легковыми аналогами. Одним из признаков родства является вид протектора, а точнее рисунок. Здесь он также состоит из 4-х основных типов:

  • Симметричный. Самый простой дизайн беговой части, который часто используется на универсальных колёсах, предназначенных для установки на любую ось автомобиля.
  • Асимметричный. Рисунок протектора сгруппирован из блоков разной формы, например, левая часть колеса из одних, а правая из других. Также часто используется на универсальных шинах.

  • Симметричный направленный. Традиционно скомпонован из V-образных блоков. В среде автомобилистов рисунок называется «Ёлочка». Наиболее популярен при изготовлении ведущих колёс для дорог с некачественным покрытием.
  • Асимметричный направленный. Дизайн протектора группируется прямоугольными шашками с одной стороны и направленными блоками с другой. Данный тип конструкции увеличивает курсовую устойчивость на скорости, поэтому колёса с таким рисунком часто используется в магистральных грузовых шинах.

Протектор играет ключевую роль в тяге, поэтому от его типа зависит большая часть эксплуатационных характеристик. Правильно подобранные колёса обеспечат комфортную езду и помогут экономить топливо.

Виды протектора по установки по осям

Грузовой автомобиль – это транспортное средство повышенной опасности. Самосвалы, автобусы и автопоезда довольно габаритные машины, поэтому для безопасности дорожного движения инженеры разработаны различные виды покрышек. Особенность грузовых шин в том, что они предназначены для определённой оси ТС:

  • Рулевые. Разработаны для передней оси тягачей, самосвалов и автобусов. В большинстве случаев имеют продольный рисунок протектора из 5-6 рёбер жёсткости и 4-5 радиальных каналов. Характеризуется превосходной курсовой устойчивостью и чутким откликом на команды рулевого управления. Маркируется буквой F (Front).
  • Ведущие. Данный вид шин имеет ярко выраженный тип протектора из прямоугольных или V-образных блоков. Обеспечивает превосходную тягу на асфальтированных и грунтовых дорогах. Покрышки маркируются литерой D (Drive).

  • Трейлерные. Грузовые колёса высокой грузоподъёмности для прицепов и полуприцепов. Как правило протектор радиальный, что делает покрышки схожими с рулевыми. Из-за этого некоторые водители путают шины и эксплуатируют их передке. Маркируются буквой Т (Trailer).
  • Универсальные. Покрышки с симметричным или асимметричным рисунком протектора. Разработаны для установки на любую ось шасси автомобиля. Обладают хорошими характеристиками управляемости и внушительной грузоподъёмностью. Обозначаются литерой Z.

Некоторые компании, такие как Bridgestone и Firestone, выпускают серии шин, в которые входят рулевые, ведущие и трейлерные покрышки. Например, серия от Бриджстоун: M-Street 001, M-Drive 001, M-Trailer 001.

Виды протектора по условиям эксплуатации

Грузовые автомобили — это работяги. Они трудятся на скоростных шоссе, в городских дорожных сетях и на бездорожье. Чтобы обеспечить максимальную продуктивность техники, шинные концерны выпускают колёса с различным типом протектора:

Виды протектора грузовых шин по условиям эксплуатации

  • Магистральный. Беговая часть предназначена для эксплуатации на скоростном шоссе. Обладает прекрасной теплоотдачей и способна выдерживать длительное нахождение в пути. Как правило, протектор не агрессивный с развитой системой дренажных каналов и гладкими плечевыми зонами, для лучшей липучести к асфальту. Маркируется литерой «А».
  • Региональный. Разработан для смешанной эксплуатации. Например, отлично подходит автобусам, которые курсируют по городу и выезжают в район по маршруту. Такой протектор, более выраженный, сгруппированный блоками средней или малой величины. Обозначается буквой «Е».

  • Вседорожный. Протектор из крупных или средних блоков для эксплуатации в городе или районе. Рисунок довольно агрессивный, что позволяет без труда преодолевать пересечённую местность. Обозначается буквой «Y».
  • Карьерный. Грубый тип беговой части из крупных блоков с широкими каналами и канавками. Прекрасно взаимодействует с агрессивной каменистой поверхностью. Быстро самоочищается от грязи, слякоти и породы.

Как правило изготовители указывают в каталогах, для каких целей выпустили ту или иную модель покрышек: магистральные, региональные, бездорожные или карьерные.

Срок службы протектора грузовых шин

Практически все грузовые шины имеют усиленную конструкцию каркаса и устойчивый к истиранию протектор. Благодаря этому резину можно восстанавливать. Существует два вида реставрации: нарезка каналов регрувером и замена протекторной ленты. Каждая «реанимация» беговой части дарит колёсам дополнительные 40-60 тыс. км пробега. Бывали случаи, когда резина ходила 450 тыс. км.

Покрышку пора ремонтировать, если остаточная глубина протектора составляет 1 мм на грузовиках и 2 мм на автобусах (ПДД пункт 5.1.). Обычно на шинах есть маркировка REGROOVABLE, что допускает восстановление специальным инструментом регрувером.

Если операцию нарезки уже производили 2-3 раза, то эксперты рекомендуется заменить протекторную ленту. Старый слой срезают и при помощи вулканизации (горячей или холодной) наваривают новый. Соблюдение технологического процесса гарантирует, что отреставрированная резина будет соответствовать заводским характеристикам.

Выводы

  • Грузовые шины обладают усиленной конструкцией для продуктивной и безопасной эксплуатации.
  • Колёса разделяются на: рулевые, ведущие, трейлерные и универсальные.
  • Протектор имеет 4 разновидности: магистральный, региональный, вседорожный и карьерный.
  • Изношенную беговую часть можно восстановить: нарезать регрувером или заменить бандажную ленту методом наварки.
  • При своевременном уходе, грузовая шина способна прослужить до 450 тыс. км.