Виды протектора летних шин: какой бывает, в чем особенность

Смена сезона и погодных условий, сказываются на образе эксплуатации машины. В отличии от зимы, летние шины не нуждаются в глубоком протекторе и шипах, так как сцепление с дорогой достаточно хорошее. Обычные покрышки одинаково эффективны на шоссе и грунтовке. Исключением является пересечённая местность, где требуется вездеходная резина. Чтобы подобрать на ТС надлежащий вид летних колёс, следует разобраться в категориях авторезины. Также полезно узнать строение протектора и его виды. Обо всё этом расскажем далее.

Что такое протектор шины – какую функцию выполняет

Основной элемент любой автомобильной шины – это протектор. Беговая часть отвечает: за качество сцепления покрышки с дорожным полотном (пятно контакта), защищает колесо от проколов и порезов. Протектор может быть различного рисунка и глубины, что позволяет покрышке обладать определёнными эксплуатационными характеристиками.

Конструкция беговой части состоит из таких элементов, как:

  • центральное (осевое) ребро – принимает основную нагрузку при высокой скорости;
  • блоки или шашечки – предназначены для эффективного сцепления с дорогой;
  • продольные (радиальные) каналы – главные водоотводы;
  • диагональные желоба – обеспечивают центробежное удаление воды от центра;
  • плечевая зона — место перехода от беговой части к боковому профилю, предназначенная для устойчивости автомобиля при поворотах;
  • ламели (только для зимних колёс) – разделяют блоки (шашечки) протектора на 3-4 микроблока, для улучшения сцепления шины с дорогой, обеспечивая эффект «липучки».

Чем глубже и агрессивнее протектор, тем резина продуктивней на бездорожье. Крупные блоки отлично выполняют роль грунтозацепов, а широкие желоба хорошо самоочищаются.

Виды рисунка протектора летних шин

Автомобиль может эксплуатироваться в различных условиях: город, село, дождливый или засушливый регион. Чтобы машина соответствовала заводским характеристикам, изготовители шин оснащают беговую часть покрышки различным типом рисунка. Таким образом, модели летних шин могут иметь один из 4-х видов протектора:

  • Симметричный ненаправленный – основная часть рисунка выполнена из прямоугольных монотипных блоков (шашечек). Такой протектор наиболее популярен в мире авто. Симметричность протектора позволяет устанавливать шины на любую сторону машины, а ненаправленность рисунка — в любом направлении. Колёса обладают хорошими сцепными качествами с сухим дорожным полотном.
  • Симметричный направленный – более известный, как «ёлочка». Поверхность колеса оснащена V-образным рисунком. Такая конструкция беговой части отлично подходит для эксплуатации в дождливых регионах. Протектор оснащён широкими желобами для быстрого удаления воды из центра пятна контакта в стороны. Такие покрышки возможно установить на любую сторону машины, но только в одном направлении. Существует отдельный модельный ряд летних шин с V-образным протектором, которые называются — «дождевые».
  • Асимметричный ненаправленный – это комбинированный протектор, который состоит из двух рисунков. Одна сторона беговой части выполнена из прямоугольных монотипных блоков (шашечек), а другая — покрыта радиальными каналами и ребрами. Данные покрышки предназначены для спортивной езды. Резина обладает усиленным боковым профилем, что улучшает динамические качества автомобиля.
  • Асимметричный направленный – ещё один комбинированный протектор. Одна сторона беговой части оснащена V-образным рисунком, а другая состоит из радиальных каналов и рёбер жёсткости. Такие колёса, также предназначены для динамичного, спортивного стиля вождения.

У летних шин с комбинированным протектором, улучшены эксплуатационные характеристики. Машина обладает качественной курсовой устойчивость на больших скоростях, а резина изнашивается дольше. Недостаток в том, что такие шины, невозможно купить по отдельности. Отпускаются они комплектами. А, сложный процесс изготовления, обеспечивает покрышкам с асимметричным рисунком высокую стоимость.

Виды протектора летних шин по назначению

Машина может эксплуатировать в разных ландшафтных условиях. Поэтому, у автовладельца есть альтернатива выбора подходящего протектора по назначению. Чтобы облегчить покупателю подбор, изготовители классифицируют летнюю резину по следующим категориям:

  • шоссейная – это стандартная шина для использования в городе на асфальтированной дороге. Маркируется покрышка, как: Н/Т или Н/Р (Highway Terrain, Highway Performance). В некоторых случаях, резина может быть использована на гравийной дороге, но непродолжительное время. Зимой «шоссейку» эксплуатировать нельзя.
  • универсальная – шина похожа на шоссейную резину, но с более глубоким протектором и широкими зазорами между шашечками. Маркируется, как А/Т (All Terrain). Можно использовать в городе и на селе. Широкие желоба отлично самоочищаются от грязи.
  • грязевая — шина предназначена для эксплуатации на пересечённой местности, где практически отсутствуют дороги. Маркируется аббревиатурой М/Т (Mud Terrain). При эксплуатации грязевой резины по дорогам общего пользования, колёса доставляют дискомфорт водителю и пассажирам, так как сильно шумят.
  • спортивная – это комбинированная покрышка, совмещающая в себе характеристики шоссейных и универсальных шин. Обозначается — S/Т (Sport Terrain). Боковой профиль низкий, усиленный, что позволяет водить автомобиль в агрессивном стиле.

Стоит обратить внимание, что универсальные шины не могут идеально сочетать в себе скоростные и бездорожные качества. В какой-то области эксплуатации, колёса будут значительно проигрывать. Пока инженерам не удалось создать оптимальный вариант для всех дорожных условий.

Особенности рисунка протектора летней резины

Протектор летних шин значительно отличается от зимних. Глубина жёлоба не превышает 4-5 мм. Состав резины жёсткий, что позволяет сохранять хорошую форму даже при высоких температурах. В блоках протектора отсутствуют ламели, так на сухом асфальте нет необходимости в эффекте «липучки».

Основная задача протектора в летних шинах — это сцепление и водоотвод. При попадании автомобиля в лужу, водоотводные каналы выбрасывают воду в стороны, осушая пятно контакта. Это позволяет снизить риск образования эффекта «аквапланирования».

Схема установки колес в зависимости от типа рисунка протектора

Почему среди автомобилистов популярна резина симметричным ненаправленным протектором? Потому что, эти колёса можно менять местами, с одной стороны ТС на другую, и в любом направлении. У покрышек с ассиметричным и комбинированным рисунком, такое достоинство отсутствует. Чтобы шины соответствовали заявленным характеристикам, их необходимо правильно установить на машину.

На боковом профиле каждого колеса есть маркировки, которыми необходимо руководствоваться при монтаже:

  • Rotation направление вращения;
  • Outer — внешняя сторона диска;
  • Inner — внутренняя сторона диска.

Игнорировать правила установки нельзя. В противном случае, водоотводные канавки начнут собирать воду, вместо её удаления. Как итог, в центре пятна контакта будет сосредотачиваться вода, создавая подушку. Машина начнёт идти юзом, так как неизбежно образуется эффект аквапланирования. А, на сухом асфальте, неправильно установленные покрышки станут причиной потери скоростной динамики на 5-20 км/ч. Вместе с этим ухудшится курсовая устойчивость.

Какой должна быть остаточная глубина протектора летней резины

Если летняя шина износилась, а глубина протектора 1,6 мм или меньше, то такие колёса настоятельно рекомендуется заменить. Эксплуатация истёртых шин опасна. Разрывы колеса, заносы и аквапланирование – всё это может произойти в любой момент при движении на изношенных покрышках. Для профилактики, следует замерять глубину протектора в самых изношенных местах. В качестве инструмента, возможно использовать штангенциркуль или обычную линейку.

Резюме. На один и тот же автомобиль, можно установить разные виды летних покрышек: шоссейные, универсальные, грязевые и спортивные. При выборе, необходимо учитывать погодные и ландшафтные условия региона эксплуатации машины. Правильно подобранные колёса, порадуют хорошими показателями в областях: динамики, управляемости и экономии топлива.