Протектор зимних шин: виды и особенности

Каталог зимней резины с ценами и фото - купить с гарантией.

Эксплуатация автомобиля в зимний период гораздо сложнее, чем в летний. Большинство регионов РФ покрыто снежным покровом, который сходит только к первым числам мая. Холод и снег постоянно меняют качество дорожного полотна, образовывая лёд или слякоть. Поэтому, по таким дорогам безопаснее передвигаться лишь на зимней резине. Она кардинально отличается от летних аналогов. Протектор зимних шин агрессивный, что улучшает проходимость. А структура резины мягкая, не твердеющая на морозах. Каковы особенности протектора зимних шин, об этом расскажем далее.

Что такое протектор шины? Как устроен, какие функции выполняет

Протектор – это основной элемент конструкции покрышки, обеспечивающий автомобилю проходимость и курсовую устойчивость. Он защищает внутреннюю часть колеса от ударов, проколов и порезов. Беговая часть оснащается различными типами рисунка и глубокими желобами. Разновидность конструкционных особенностей, позволяет наделять шину различными характеристиками для разных условий эксплуатации. Несмотря на кажущуюся простоту, протектор состоит из нескольких элементов.

Все они выполняют определённые функции:

  • центральное ребро (осевое) – обеспечивает автомобилю курсовую устойчивость на высокой скорости;
  • блоки (шашечки) – выполняют роль грунтозацепов для эффективного сцепления с дорогой;
  • продольные каналы (радиальные) – это водоотводы, чаще используемые в моделях европейских зимних шин;
  • диагональные желоба – удаляют слякоть и снег из центра колеса при помощи центробежной силы;
  • плечевая зона — место перехода от беговой части к боковому профилю. Область предназначена для устойчивости автомобиля при поворотах и снижает пробуксовки;
  • ламели (микроразрезы) – разделяют блоки протектора на 3-4 микроблока, что улучшает сцепление шины с дорогой, обеспечивая эффект «липучки». Также ламели выполняют функцию насоса — осушая пятно контакта, впитывая воду;
  • шипы – алюминиево-стальные стержни на протекторе арктических шин. Обеспечивают качественное сцепление колеса с обледенелым или укатанным дорожным полотном.

Чем глубже и агрессивнее протектор, тем резина проходимей в снежных заносах. Крупные блоки отлично выполняют роль грунтозацепов, а широкие желоба хорошо самоочищаются.

Виды рисунка протектора зимних шин

Инженеры шинных фабрик признаются, что пока не могут создать покрышку, которая бы совместила в себе все достойные характеристики, такие как: проходимость, скорость, курсовая устойчивость, водоотвод, стойкость к истиранию и другое.

Поэтому, потребитель может выбрать резину с одним из 4-х существующих видов протекторов:

  • симметричный ненаправленный – рисунок беговой части выполнен в виде прямоугольных блоков, равномерно распределённых по поверхности колеса. Это один из самых распространённых протекторов. Покрышки можно ставить на любую сторону машины и в любом направлении движения. Такой рисунок чаще применяется на скандинавских и арктических шинах;
  • симметричный направленный – этот вид протектора знаком автовладельцам, так как напоминает елочку. Шины с таким рисунком тоже популярны среди автомобилистов. V-образные желоба предназначены для водоотвода. Поэтому, такой тип беговой части широко используется при изготовлении европейских зимних шин. Они эксплуатируются в регионах, где преобладают дорожная слякоть и сырость.
  • асимметричный ненаправленный – это комбинированный протектор. Одна часть шины оснащена блоками, другая часть состоит из желобов и осевых рёбер жёсткости. Такой тип протектора считается спортивным. Резина не нашла массового спроса среди автовладельцев, из-за высокой цены и невозможности приобрести колеса поштучно. Они реализуются комплектами.
  • асимметричный направленный – ещё один комбинированный протектор. Одна сторона состоит из V-образных желобов, а другая часть шины содержит грунтозацепные канавки и осевые рёбра жёсткости. Покрышки не пользуются спросом среди автомобилистов, по причине дороговизны и отсутствия поштучной продажи.

Шины с комбинированным протектором дорогие, по причине сложного процесса изготовления. При этом, они обладают лучшими качествами курсовой устойчивости на льду и укатанном дорожном полотне.

Классификация протектора зимних шин

Европейские разработчики шин учли тот фактор, что зима на севере и западе европейского континента разная. Если в Норвегии, Швеции и Финляндии обильные снегопады, то во Франции, Италии и Германии снега бывает немного. Значит, необходимость в шипах отпадает. Поэтому, зимние шины производят 3 видов, разделяя их по типу протектора.

  • Арктическая шина – это всем нам известная «шиповка» с глубоким и мягким протектором. Резина предназначена для эксплуатации по снегу и льду в регионах с морозами 20°- 45°С;
  • Скандинавская резина – это шины без шипов с обычным зимним протектором. Они называются фрикционными покрышками или «липучкой». Резина хорошо себя зарекомендовала на снегу и льду. Но, в случае пробуксовки, автовладелец должен одеть на покрышки противоскользящие цепи;
  • Европейская резина – это второй тип фрикционных шин, но с менее агрессивным протектором. Такие покрышки используются в центральной Европе, где зимняя температура колеблется у отметки 0°С. Беговая часть похожа на летние дождевые шины с V-образным рисунком. Широкие желоба выдают зимнюю родословную. Они предназначены для самоочистки протектора от слякоти.

Скандинавская и европейская резина хоть и являются фрикционными покрышками, но имеют существенное различие в структуре материала. Для Скандинавии «липучки» делают мягкими, чтобы резина оставалась эластичной при сильных морозах. Европейская «липучка» состоит из твёрдых материалов, так как излишняя мягкость ей повредит при эксплуатации на открытом асфальте в тёплом климате.

Особенности протектора зимней резины

Большинство автомобилистов сможет отличить зимнюю резину от летней, даже если на ней нет шипов. Первое – это агрессивный протектор, который состоит из крупных блоков, разделённых широкими и глубокими канавками. Второе – это множество микроразрезов на каждом блоке, разделяющих элемент на 3-4 микроблока. Эти микроразрезы называются — ламели.

Производители наносят ламели на протектор разных конфигураций:

  • прямая;
  • волнообразная (зигзаг) – повышает курсовую устойчивость;
  • Z-ламель – улучшает манёвренность;
  • Y-ламель – противостоит продольным и боковым усилиям;
  • 4-угольная ламель;
  • 3D ламель – обеспечивает равномерное распределение нагрузки;
  • П-образная ламель.

Благодаря ламелям, покрышка обладает эффектом «липучки». Мягкие микроблоки расползаются под нагрузкой, создавая более широкое пятно контакта покрышки и дорожного полотна. Кроме того, ламели способны впитывать воду и выбрасывать её с помощью центробежной силы. Компания Nokian запатентовала новый тип впитывающих ламелей, назвав их ламели-насосы.

Как правильно устанавливать шины в зависимости от вида рисунка протектора

Почему автомобилисты предпочитают простые покрышки с симметричным ненаправленным рисунком протектора? Потому что одинаковые шины подходят для межосевой перестановки крест-накрест, позволяя изнашивать покрышки «до дыр». С асимметричным и V-образным протектором такого сделать нельзя. Эти колёса устанавливаются в строгом соответствии с маркировками, нанесёнными на боковой профиль:

  • Rotation — направление вращения (дополняет стрелочка);
  • Outer — внешняя сторона диска;
  • Inner — внутренняя сторона диска.

Если нарушить правила монтажа шин, автомобиль утратит качество курсовой устойчивости. Повысится расход топлива, снизится скоростная динамика, появится вибрация, а резина будет изнашиваться быстрее.

Остаточная глубина протектора зимней резины

Глубина протектора новых зимних шин 8-10 мм. Если покрышка отслужила несколько сезонов, то следует замерить остаточную глубину канавки беговой части. Рекомендуется снимать мерки с самых изношенных мест. При остаточной глубине менее 4 мм, резину следует заменить.

На некоторых покрышках, прямо на центральном ребре протектора, изготовитель наносит цифры: 4, 6, 8, 10. Это остаточная глубина беговой части в мм. Цифры пропадают в обратном порядке, по мере истирания протектора при эксплуатации. Таким образом можно контролировать износ.

Правила ПДД 2019 год п.5.1: «…Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками «M+S», «M&S», «M S» (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не более 4 мм…».

Резюме. Протектор — это важный элемент в конструкции шины, тем более зимней. Если вы живёте в центральной России, то возможно эксплуатировать скандинавские шины – «липучки». Южанам стоит обратить внимание на европейскую фрикционную резину. А, северянам подходят арктические шипованные покрышки. Чем глубже и агрессивней беговая часть, тем проходимей будет автомобиль. Чтобы не нарушать правила ПДД п.5.1, рекомендуется иногда проверять остаточную глубину протектора.