Автомобильная покрышка достаточно сложное инженерное изделие, несмотря на, казалось бы, простые функции. Именно этот элемент является единственным связующим звеном между машиной и дорогой. От качества резины зависят ходовые характеристики ТС и безопасность человека. Современные производители предлагают потребителю диагональный и радиальный типы шин. Второй вариант наиболее развит в сегменте легковых автомобилей. О нём и поговорим: в чём особенности такой резины и какими преимуществами она обладает?
Особенности строения шины
Практически весь колёсный транспорт эксплуатируется на пневматических шинах. Некоторые модели с камерами, а иные без них. «Безкамерки» практически полностью захватили рынок легковых и грузовых покрышек. И те, и другие колёса довольно однотипные. В строение каждого входит:
- Каркас. Это скелет, сделанный из хлопковых, синтетических или металлических нитей (иногда сразу из нескольких видов).
- Брекер. Подпротекторная, как правило, стальная лента, связывающая внутреннюю и беговую части шины. Обеспечивает дополнительную защиту от повреждения и снижает деформацию блоков.
- Протектор. Рельефная контактная поверхность, для достижения тех или иных эксплуатационных качеств.
- Боковины. Стенки покрышки, закрывающие каркас от возможных внешних повреждений.
- Борта. Усиленные резиновые обручи с металлическими кольцами внутри для надёжной посадки на обод диска.
- Плечи. Угловые области шины, соединяющие протектор с боковинами. Обеспечивают устойчивость на поворотах.
Слойность каркаса, его материал, а также состав резиновой смеси подбирается для каждой модели покрышки индивидуально. Ведь одни шины эксплуатируются на шоссе в тёплых регионах, другие трудятся на бездорожье Крайнего Севера и т.п.
Конструкция радиальной шины
Конструкция каркаса радиальной шины продольная. То есть, нити корда не перекрещиваются, как на диагональных покрышках. Наоборот, это замкнутые кольца, которые размещены параллельно от борта к борту. Между собой они соединяются тонкими перемычками. Образуется ткань, со структурой сеточки.
Самым мощным слоем является брекер с толщиной металлических нитей 0,15 – 0,25 мм. Иногда вместо металла используется синтетическая ткань, в основном на колёсах для эксплуатации без нагрузки. Все радиальные шины маркируются литерой «R», которая расшифровывается, как Radial. Обозначение легко найти в типоразмере, например, 185/65 R15. Это не радиус, как многие думают, а тип конструкции.
Преимущества радиальной шины
Почему радиальные покрышки пользуются наибольшей популярностью? Потому что у резины есть масса преимуществ, среди которых:
- Жёсткий брекер. Снижает деформацию протектора, а форма пятна контакта не меняется. Как следствие, каналы не сжимаются, а блоки не проскальзывают.
- Нити каркаса воспринимают только радиальные (продольные) нагрузки, что уменьшает напряжённость всего скелета.
- Улучшенное сцепление с дорожным полотном, так как у контактной поверхности больше площадь прилегания.
- Изготовители могут уменьшить слойность, что позволяет облегчить изделие и улучшить теплоотдачу.
- Более длительный срок эксплуатации.
- Увеличенная несущая способность.
- Повышенная скорость.
Среди недостатков радиальных шин можно отметить высокую стоимость, в сравнении с диагональными аналогами. Но благодаря увеличенному сроку службы, разница в цене со временем окупается.
Выводы
- Радиальные покрышки используются почти во всех современных автомобилях.
- Конструкционная особенность маркируется в типоразмере литерой «R» (Radial).
- У резины масса технических преимуществ перед диагональными аналогами.