Размер шин — обозначение и расшифровка

Многие автомобилисты, особенно молодые ребята или женщины, не знают какой размер шин стоит у них на машине. Ещё большее количество водителей не понимают, как влияет этот параметр на технические характеристики транспортного средства. А ведь именно от размера зависит качество управления, курсовая устойчивость, комфорт и безопасность передвижения. Где отыскать маркировку колёс и как она расшифровывается, об этом далее.

Как обозначается и читается размер шин

Автомобиль – это технически сложное устройство. Все его детали сбалансированы для бесперебойной работы. Покрышка тоже является сложным инженерным устройством. Оно также проходит различные исследования и тесты для обеспечения качественных ходовых характеристик машины. Конструкторы подбирают для покрышки не только: состав резины, рисунок протектора и каркас – но и размер. Именно он обеспечивает динамические характеристики.

Где найти информацию о типоразмере и как она обозначается? Сведения штампуются на боковом профиле покрышки. Обычно это крупные цифры и буквы, немного уступающие по габаритам наименованию бренда. Ещё информация печатается в таблице «Технические характеристики», которая есть в каждой Инструкции по эксплуатации авто. Чтобы водитель мог быстро узнать размеры колёс, производители размещают наклейки и шильдики на кузове машины, которые можно отыскать в таких местах, как:

  • Центральная стойка, со стороны водительского проёма.
  • Крышка перчаточного ящика (бардачка) с внутренней стороны.
  • Лючок бензобака.

Как правило здесь можно отыскать сведения о типоразмере колёс и рекомендованном давлении. Довольно часто производитель пишет информацию о 2-х размерах шин. Почему? Потому что одни (узкие) покрышки рекомендуется использовать зимой, а другие (широкие) летом. Иногда изготовитель допускает эксплуатацию на разных дисках. Например, АвтоВАЗ предписывает для а/м Lada Vesta «Стандарт» два типа колёс: 185/65 R15 88H (зима) и 195/55 R16 91Н (лето).

  • 185 – ширина профиля в мм;
  • 65 – высота профиля в процентах (185 х 65% = 120,25 мм);
  • R – радиальная конструкция (продольный корд);
  • 15 – посадочный диаметр в дюймах;
  • 88 – индекс нагрузки на 1 шину (560 кг);
  • Н – индекс скорости (210 км/ч).

Для расшифровки допустимого скоростного режима и предельной нагрузки необходимо воспользоваться специальной таблицей.

Как изменение размеров влияет на эксплуатационные качества

Игнорировать рекомендации производителя нельзя. Автомобиль тестируется на колёсах, которые для него подобрали инженеры. Если внести изменения в конструкцию, машина перестанет отвечать заводским характеристикам. Кроме плохой управляемости, дискомфорта, отсутствия курсовой стабильности, сверхрасхода топлива – теряются качества безопасности.

Ширина шины

Широкая шина обладает увеличенной площадью пятна контакта. На что это влияет? Машина становится проходимой на песке и рыхлом грунте. На асфальте автомобиль устойчив при высокой скорости. Именно поэтому у спорткаров массивные колёса. Однако, если выбрать через чур широкую резину, то покрышки могут задевать за амортизационную стойку и другие внутренности колёсной ниши. На узких шинах автомобиль менее устойчив на поворотах. Но, для зимы такие покрышки наиболее подходят. Благодаря уменьшенной площади контакта автомобиль не скользит.

Высота профиля

Боковина шины может быть разной высоты. Сейчас очень модно ставить низкопрофильные покрышки. Они обеспечивают чуткий отклик на команды рулевого управления и прекрасно ведут себя на скорости. Но если попасть в дорожную выбоину, то можно повредить диск. Кроме этого, ездить на покрышках с низким профилем некомфортно, так как вся ударная нагрузка передаётся на подвеску и кузов.

Шины с высоким профилем едут мягко. Благодаря увеличенному воздушному пространству, все удары превосходно гасятся. Резина более проходимая. Такой тип колёс практичен для периферии, где асфальт сменяется грунтовыми дорогами. А вот на скорости резина работает плохо. Курсовая устойчивость слабая, автомобиль расположен к заносам на поворотах.

Внешний размер колеса

Колёса с неправильно выбранным внешним диаметром также могут огорчить. Слишком большие будут задевать за арки и подкрылки, особенно при перевозке пассажиров или груза. Увеличится расход топлива и мнимая скорость. Колесо делает меньше оборотов, поэтому на спидометре будет 70 км/ч, а по факту 75 км/ч.

Слишком маленькие покрышки гарантировано обеспечат дискомфорт передвижения. Спидометр также будет обманывать, но в другую сторону. Если сменить колёса с R15 на R14, реальная скорость снизится на 5%. Разница приближена к действительной, так как приборы не дают точных показателей.

Выводы

  • Автошины обладают определённым размером для установки на тот или иной автомобиль.
  • Менять колёса на другие, которых нет в рекомендациях производителя, нежелательно.
  • С шинами неактуального типоразмера машина теряет в ходовых качествах.
  • Размеры покрышек можно отыскать в Инструкции по эксплуатации или на кузове ТС.
  • Большие или маленькие шины обманывают спидометр.