Ремонт литых дисков. Можно ли ремонтировать?

Легкосплавные колёса радуют автовладельцев красивым дизайном. Любая машина на «литье» смотрится гораздо интереснее. Однако, со временем былой лоск улетучивается. Вместе с этим,  можно угодить в дорожную выбоину, после чего на ободе нередко появляется трещина. Эксплуатировать колёса с таким повреждением небезопасно. Неужели придётся выбрасывать старые или повреждённые колёса? Не всё потеряно. Чаще всего сделать ремонт литых дисков вполне возможно. Далее расскажем, как реставрируют «литьё», и в каких случаях восстановить обода несложно самостоятельно.

Эксплуатационные качества литых дисков

Литые диски изготавливаются из алюминиевого сплава. Благодаря этому колёса в сборе получаются лёгкими (на 15-20% в сравнении со стальными «штамповками»), что снижает вес неподрессоренной массы. Как следствие, сокращается расход топлива и уменьшается ударная нагрузка на подвеску. Поэтому «литьё» очень популярно у автовладельцев.  Но есть и другие особенности колёс.

  • Преимущества:
    • высокая теплопроводность;
    • не поддаются коррозии;
    • прекрасная динамика;
    • прочная конструкция;
    • интересный дизайн;
    • легкое управление.
  • Недостатки:
    • низкая степень ремонтопригодности;
    • много некачественной продукции;
    • редко продаются поштучно;
    • плохая пластичность.

Литые диски дороже стальных аналогов. Поэтому занимают второе место по популярности, уступая первое железным «штамповкам».

Каким повреждениям и деформациям подвержены легкосплавные диски

Колесный диск постоянно находится в агрессивной среде. Его поверхность подвержена абразивному воздействию: песка, грязи, льда и реагентов. А, при попадании в дорожную выбоину, некоторые удары способны повредить обод, особенно на низкопрофильной резине. Поэтому в результате эксплуатации на диске появляются:

  • Сколы и царапины.
  • Шелушение краски.
  • Вмятины и трещины.
  • Осевое и радиальное смещение.

Если дефекты из первой и второй категории почти никак не влияют на ходовые параметры автомобиля, то повреждения третьей и четвёртой группы заметно ухудшают эксплуатационные характеристики ТС. Например:

  • Трещина. При появлении на ободе после сильного удара может стать причиной резкой разгерметизации колеса. Вследствие чего машина становится плохо-управляемой и возрастает риск ДТП.
  • Вмятина. Так как у «литья» плохая пластичность, то чаще всего нарушается радиальная геометрия диска. Появляется статический дисбаланс, после чего колесо начинает скакать. Ускоряется износ протектора.
  • Осевое смещение. Происходит после сильного бокового удара в диск, например при заносе или ДТП. Иногда дефект не видим глазу. Однако, колесо начинает «восьмерить», что отражается в качестве слабой вибрации по кузову и неравномерному износу протектора.
  • Повреждение лакокрасочного покрытия. Сколы и царапины со временем приводят к окислению металла. Постепенно краска в этих местах начинает шелушиться. Обод приобретает невзрачный вид.

В Японии и ряде европейских стран запрещено эксплуатировать восстановленные сваркой литые диски. Положение регламентировано ассоциацией производителей колёс (EUWA – Association of European Wheel Manufacturers). Дело в том, что в процессе нагрева при аргоновой сварке легкосплавный металл теряет заводские характеристики.

Как ремонтируются литые диски

В России нет жёсткого запрета на использование реставрированных алюминиевых дисков. Во многих шиномонтажных мастерских есть прокатные станки, и даже аппараты аргоновой сварки, где умельцы заварят трещину и раскатают обод.

Хотя оборудование для правки рассчитано для стальных колёс, мастера широко используют его для восстановления «литья».  Иногда они нагревают обечайку газовой горелкой, чтобы ускорить процесс. Это делать запрещено. Раскатывать металл необходимо холодным, пусть это и займёт в 2-3 раза больше времени.

Если у вас есть литой диск, который подвергался сварке, то эксперты настоятельно рекомендуют установить его на заднюю ось с правой стороны. А лучше всего пустить на запаску, или вообще – выбросить

Бороться с невзрачным внешним видом «литья» не запрещено. Косметический сеанс для потускневших, окислившихся и шелушащихся колёс можно провести самостоятельно. Для этого необходимо купить: наждачную бумагу зернистостью Р180 — Р320, растворитель 646, шпатлёвку по алюминию, обезжириватель универсальный, грунт и краску для литых дисков. Процесс подготовки и окраски выглядит так:

  • Необходимо отмыть колесо бензином от битумных пятен.
  • Отшлифовать поверхность наждачкой Р-180.
  • Зашпатлевать глубокие царапины и обработать шпатлёвку
  • Обезжирить и загрунтовать диск на 2 слоя и высушить поверхность.
  • Отшлифовать сухой грунт наждачкой Р-320.
  • Обезжирить поверхность и покрасить на 2 слоя.

Колесо рекомендуется разобрать. Но можно работать в сборе, только перед покраской необходимо заклеить борта шины малярным скотчем.

В большинстве случаев ремонт легкосплавных дисков возможен. Обода с заваренными трещинами рекомендуется эксплуатировать на задней оси или оставлять на запаску. Для обновления лакокрасочного слоя необходимо использовать материалы по алюминию.