Вся колёсная специализированная техника передвигается на особых пневматических покрышках. Они отличаются повышенной несущей способностью и устойчивостью к ударным нагрузкам. Современный колёсный рынок предлагает широкий ассортимент шин для спецтехники различного вида, назначения и типоразмера.
Особенности шин для спецтехники
Трактора, погрузчики, краны и самосвалы работают в разных отраслях промышленности. Иногда техника трудится в 2-3 смены. Колёса подвергаются колоссальным перегрузкам, в десятки и сотни раз превышающие силы, воздействующие на обычные покрышки. Например:
- постоянное нахождение в агрессивной среде (строительный мусор, камни и бездорожье);
- повышенная эксплуатационная нагрузка.
Чтобы спецтехника работала без перебоя, шины должны обладать такими характеристиками, как: надёжность, безопасность и долговечность. Последний пункт важен вдвойне, ведь резина очень дорогая. Её цена исчисляется десятками, сотнями и миллионами рублей. Например, для самосвала БелАЗ-7571 (г/п., 430 т.) одна шина Goodyear RM-4A+ (E-4) в размере 59/80 R63 стоит 5,26 млн. руб.
Виды шин для спецтехники по среде использования
Так как условия эксплуатации у специализированной техники разные, то и резина подразделяется на несколько видов по среде использования. Шинные производители предлагают потребителю широкий перечень моделей, которые можно применять для:
- экспедиционных разработок;
- индустриальных задач;
- перевозки породы;
- подъёмов грузов;
- земляных работ.
На рынке встречается отечественная и импортная продукция. Наиболее часто дилеры предлагают выбрать колёса из таких брендов, как: Кама, Волтайр, Белшина, Continental, Goodyear, Michelin, Mitas и Starmaxx.
Парк специальных машин тоже очень широкий. В этой категории транспортных средств состоят:
- Дорожная техника: лесовозы, бензовозы, ломовозы, бетономешалки и другие. Шины для таких автомобилей отвечают повышенным требованиям безопасности, так как нередко используются на дорогах общего пользования.
- Подъёмная техника: краны, автовышки, гидрозахваты, гидроплатформы, вилочные погрузчики и другие. Колёса для перечисленных машин обладают повышенной грузоподъёмностью.
- Строительная техника: погрузчики, грейдеры, экскаваторы, буроямы, асфальтоукладочные машины и другие. Для этой категории транспорта разработаны широкопрофильные покрышки с повышенной проходимостью и высокими индексами нагрузки.
- Коммунальная техника: тракторы, пескоразбрасывающие, поливочные и уборочные машины. Эксплуатирует резину с повышенной устойчивостью к внешним повреждениям.
- Сельхозтехника: комбайны, трактора и другая уборочная техника. Как правило, здесь используются шины низкого давления для щадящего контакта с поверхностью земли.
Существует универсальная резина, которая подходит на большинство видов перечисленных машин, например, Camso SOLIDEAL 4L R1 (Канада). Такие многоцелевые колёса пользуются наивысшим спросом у владельцев спецтехники.
В каталогах резина может классифицироваться по типам:
-
Е – для землеройных машин и карьерных самосвалов;
-
L– для погрузчиков и экскаваторов;
-
G– для тракторов и грейдеров
Виды конструкций – какие бывают
Колёса для рабочего транспорта делятся на 3 вида: пневматические, цельнолитые и бандажные. Они существенно различаются по конструкции и эксплуатационным характеристикам.
- Пневматические. Покрышки собраны на металлическом корде (редко на синтетическом). Оснащены несколькими слоями брекера и усиленными боковинами. Выпускаются в камерном и бескамерном вариантах. Главный плюс таких шин – высокий уровень амортизации.
- Цельнолитые. Не имеют воздушного пространства, вместо него несколько толстых слоёв бандажной ленты, крепко посаженных на стальной обод. Как правило, контактная часть выполнена из синтетического каучука, а внутренность может состоять из пластика.
- Бандажные. Разработаны для небольшой техники, такой как: электроштабелеры и портовые ролл-трейлеры. Место эксплуатации – ровные площадки. По конструкции очень схожи с цельнометаллическими аналогами.
Перечисленные виды покрышек обладают высоким индексом износостойкости. Для этого пневматические шины обеспечивают толстым слоем протектора, а безвоздушные колёса не боятся проколов и порезов.
Какие бывают виды протектора
Для работы в тех или иных условиях, покрышку оснащают функциональным рисунком протектора. Благодаря этому техника может обеспечить тот потенциал, который в неё заложили производители. В настоящее время специализированные покрышки оснащают такими типами беговой части, как:
- «Ёлка». Наиболее популярный тип протектора для сельхозшин. Колёса с V-образными блоками устанавливают на трактора, комбайны и уборочную технику.
- «Клюшка». Самый распространённый рисунок в мире для шин строительной техники. Состоит из Г-образных блоков, размещённых горизонтально в шахматном порядке. Такие колёса часто встречаются на тракторах, погрузчиках и ковшовой технике. Обладают повышенными тягово-сцепными характеристиками.
- «Шашка». Контактная поверхность сгруппирована из небольших блоков. Такой тип протектора наиболее часто используют в производстве специальных шин для твёрдого покрытия (цеха, портовые территории).
- «Волна». Данный рисунок протектора разработан для фронтальных погрузчиков, грейдеров и карьерных самосвалов. Резина обладает превосходными тягово-сцепными характеристиками.
- «Прерванная волна». Распространённый протектор в парке лесозаготовительной техники (харвестеры, форвардеры). Колёса прекрасно себя зарекомендовали на торфянистой и заболоченной местности.
- «Черепаха». Разработан для строительных и карьерных машин. Обладает высокой устойчивостью к ударным нагрузкам. У резины повышенный срок эксплуатации.
- Гладкие. Шина без рисунка протектора, например, «Волтайр Ф-213А». Используется для сельскохозяйственного назначения или в закрытых территориях. Эксплуатировать такие колёса на дорогах общего пользования запрещено законом.
Маркировка шин для спецтехники
Специальные шины выпускаются в разных размерах. Маркировка параметров традиционно наносится на боковой профиль. Например: 11R20 155/151 А3.
- 11 – ширина профиля в дюймах;
- R20 – посадочный диаметр в дюймах;
- 155/151 – индекс грузоподъёмности (3 875 кг одиночная / 3 450 кг парная установка)
- А3 – индекс скорости (15 км/ч).
Иногда маркировки выглядят, как у обычных грузовых шин, например: 28/9-15 (внешний диаметр в дюймах / ширина профиля — посадочный диаметр).
Владельцу спецтехники будет не сложно выбрать колёса для условного самосвала, крана или погрузчика. Производители шин максимально информируют потребителя, для каких целей выпущены те или иные покрышки.