Шины H/T: Highway Terrain — особенности моделей и назначением

Автошина соединяет автомобиль с дорогой. От качества соприкосновения зависят: ходовые характеристики машины и безопасность людей. Производители выпускают разные категории колёс для различного типа поверхности, такой как асфальт, бетон или бездорожье. Шины Н/Т разработаны специально для эксплуатации по магистралям и скоростным шоссе. В чём их особенность, и какие рекомендации дают эксперты перед выбором резины? Об этом далее.

Шины Highway Terrain: преимущества и недостатки

Аббревиатура Н/Т расшифровывается, как Highway Terrain. В буквальном переводе с английского на русский, это звучит «шоссейная местность». То есть, данная классификация информирует потребителя о том, что  покрышки разработаны исключительно для эксплуатации по магистрали.

Но это не означает, что резина подходит для заряженных «болидов». Шины Н/Т можно использовать в городских транспортных сетях на обычных серийных автомобилях. Магистральная резина выпускается в летнем, зимнем и всесезонном варианте.

  • Преимущества:
    • лёгкая масса колес в сборе
    • хороший контакт с асфальтом;
    • высокий акустический комфорт;
    • прекрасное управление на высокой скорости;
    • низкое сопротивление качению, позволяющее экономить топливо.
  • Недостатки:
    • плохая проходимость на пресечённой местности;
    • некачественный отклик на команды рулевого управления на грунтовке;
    • низкий профиль боковины, передающий ударную нагрузку на подвеску;
    • из-за жёсткой конструкции некомфортно ездить.

Шины Н/Т могут устанавливаться как на легковые автомобили, так и на внедорожники и кроссоверы, которые эксплуатируются в городе. Например, Nissan X-Trail или Mitsubishi Pajero. В этом случае на боковине будет маркировка SUV.

Особенности протектора шоссейных шин

Трассовые шины не нуждаются в глубоком и агрессивном протекторе. Как правило, резину оснащают маловыразительным рисунком беговой части. Он сгруппирован из направленных или ненаправленных блоков разной величины, в зависимости от сезонности шин.

Между собой блоки разделены продольными каналами или диагональными канавками, которые образовывают развитую дренажную систему. Зимние модели оснащаются ламелями, а скандинавский тип дополнительно шипами. Плечевые блоки, как правило, маловыразительные.

Виды рисунков протектора шин H/P

Современные шоссейные шины могут быть оснащены 1-м вариантом протектора из 4-х существующих. Типы рисунка различаются, в зависимости от ходовых характеристик и функциональных параметров:

  • Симметричный. Самый простой и распространённый протектор. Вся контактная поверхность сгруппирована из одинаковых блоков. Такой тип рисунка слабо эффективен на высокой скорости и мокром дорожном полотне.
  • Асимметричный. Поверхность разделена на левую и правую зону. Каждая сформирована из шашек разной конфигурации. Устанавливается строго по маркировкам: inside (внутренняя сторона) и outside (внешняя сторона). Такая резина малошумная с прекрасными ходовыми качествами. Однако, ассиметричный протектор ограничивает варианты межосевой перестановки.
  • Симметричный направленный. Рисунок беговой части состоит из направленных блоков. Наиболее часто это V-образный протектор (Ёлочка). Обладает прекрасными ходовыми свойствами на мокрой поверхности, но характеризуется акустическим дискомфортом.
  • Асимметричный направленный. Одна сторона колеса сгруппирована из направленных блоков, а вторая – из простых шашек. Отличается высокой эффективностью на большой скорости в любую погоду, поэтому часто используется на спортивных покрышках.

Если неправильно установить асимметричные шины на автомобиль, они не будут соответствовать ходовым характеристикам, заявленным производителем. Более того, машину может сносить в сторону.

Как правильно подобрать трассовые шины

Чтобы выбрать подходящие колёса, необходимо руководствоваться рекомендациями изготовителя транспортного средства. Достаточно знать главные параметры: размер, нагрузка, скорость и сезонность. Разберём для примера шины 205/50 R17 93W, которые рекомендует АвтоВАЗ для комплектации Lada Vesta Cross.

Типоразмер

Типоразмер – это главный параметр любой резины. Если игнорировать габариты покрышки, при езде она может: задевать за полость колёсной ниши и арку крыла, плохо управляться, или вовсе — не подойти к диску по посадочному диаметру. Информацию о размере наносят на боковой профиль шины. На нашем примере это 205/50 R17, где:

 

  • 205 – ширина покрышки в мм;
  • 50 – высота боковины в % к ширине (205 мм х 50 = 102,5 мм);
  • R – радиальная конструкция корда;
  • 17 – монтажный диаметр в дюймах (17’ х 25,4 м = 431,8 мм).

Допускаются небольшие отклонения по высоте и ширине. Например, вместо 205/50 R17 можно поставить 195/65 R16. В этом случае колёса будут поуже, а боковой профиль повыше (идеальны для зимы). Но, придётся докупить диски R16. Первый вариант (205-е) прекрасно подходит для лета. Колёса широкие, поэтому лучше держат открытый асфальт на скорости.

Сезонность

Подбирая шины необходимо учитывать сезонность эксплуатации. Летние – твёрдые, чтобы не плавиться на жаре и обеспечивать качественную управляемость на асфальте. Также они оснащаются развитой системой гидроэвакуации, чтобы снизить риск аквапланирования.

Зимние шины более мягкие. Выпускаются из специальной резины, чтобы оставаться эластичными в суровые морозы. Данный вид колёс делится на 2 типа: скандинавский и европейский. Первый шипованный, а второй – фрикционный (липучка).

Всесезонные покрышки впитали понемногу характеристики летней и зимней резины. Как следствие, обеспечить качественную эксплуатацию в июльский зной или январскую стужу – они не смогут. Такие шины можно использовать в диапазоне температур от -10° до +15°. Кроме этого, «всезонки» хуже управляются, а летом расход топлива высокий.

Индексы нагрузки и скорости

Любая автошина должна быть безопасной. При разработке различных моделей инженеры присваивают им индексы нагрузки и скорости. Информация об этом также маркируется на боковом профиле колеса, после типоразмера. На нашем примере это 205/50 R17 93W. Две последние цифры и латинская буква, которые расшифровываются так:

  • 93 – 650 кг;
  • W – 270 км.

Таким образом, производитель сообщает автовладельцу, что шина будет соответствовать заводским характеристикам, но если не превышать указанные параметры. Как правило, у шин класса Н/Т нагрузка может быть разной, а индексы скорости начинаются с литеры «Н» (210 км/ч).

Как продлить срок службы

Средний ресурс шоссейных шин 50-60 тыс. км. У некоторых владельцев колёса бегают по 80-90 тыс. км. Чтобы продлить покрышкам «жизнь», эксперты рекомендуют:

  • придерживаться принципиально правильного стиля вождения;
  • раз в 8-10 тыс. км делать межосевую перестановку;
  • не реже 1 раза в 2 недели проверять давление;
  • соблюдать правила межсезонного хранения;
  • чаще мыть и увлажнять резину специальными средствами для ухода за колёсами.

Согласно п. 5.1 приложения к П.П № 1090 от 23.10.1993 г. «О правилах дорожного движения», разрешено эксплуатировать шины с остаточной глубиной протектора:

  • 1,6 мм – летом;
  • 4 мм – зимой.

Для контроля истирания беговой части, производители размещают в каналах индикаторы износа. Обычно это маленькие бугорки. Как только они начали стачиваться, значит, покрышки выработали ресурс.

Шины Н/Т разработаны для магистралей и шоссе. Выпускаются в летнем, зимнем и всесезонном варианте. Колёса можно эксплуатировать на легковых автомобилях, внедорожниках и кроссоверах.