Шины низкого давления: виды, маркировка и расшифровка

ПИН-АВТО - купить шины в наличии и под заказ в Ростове.

Некоторые автомобили разработаны специально для эксплуатации на пересечённой местности. Это могут быть заболоченные участки, торфяники, песчаные дюны или снежная целина. Чтобы машина беспрепятственно преодолевала сложности ландшафта, её оснащают шинами низкого давления. В чём особенности такой резины и для какого транспорта она подходит, об этом далее.

Шины низкого давления – преимущества и недостатки

Колёса низкого давления легко узнать. Они очень крупные и широкие. Конструкция мягкая, так как в покрышках небольшое количество слоёв корда, а в боковинах он часто вообще отсутствует.  Иногда шины похожи на пневматические камеры с редкими протекторными элементами. Но почти всегда в их дизайне угадываются колёса для спецтехники (тракторов, экскаваторов и погрузчиков).

  • Преимущества:
    • высокая степень амортизации;
    • увеличенный дорожный просвет;
    • широкая площадь пятна контакта;
    • большой объём воздушной камеры для плавучести.
  • Недостатки:
    • высокая стоимость;
    • плохая курсовая устойчивость;
    • быстрый износ на твёрдой поверхности;
    • для оснащения серийного автомобиля потребуется модернизировать устройство подвески.

Покрышки могут быть камерного и бескамерного типа. Устанавливаются на стальные или алюминиевые диски. Внутренне давление воздуха от 1 до 4 бар, в зависимости от конструкционной особенности.

Для каких условий подходит

Ландшафт Земли многообразен. В одной части планеты он каменистый, в другой заболоченный, в третьей – песочный, и т. д. Кроме этого,  состояние поверхности может кардиальное меняться из-за влияния сезона. Например, зимой большая часть РФ покрывается глубоким снегом. Именно для таких условий, где сплошное бездорожье: пески, торфяники, заболоченная местность или снежная целина – предназначены шины низкого давления.

Для какого транспорта предназначены

Резину разрабатывают для специальной техники. Иногда это модернизированные версии серийных автомобилей, например, плавающий вездеход ТРЭКОЛ-39041 на базе УАЗ «Хантер». Также эти колёса нашли широкое применение в таком транспорте, как:

  • трициклы;
  • квадроциклы;
  • снегоболотоходы;
  • вездеходы и прицепы к ним.

К последней категории относятся автобусы и грузовики, работающие на  нефтегазовых месторождениях, а также в армии РФ.

В СССР прототипы шин низкого  давления появились в 1970-х гг. Их изобрели рыбаки поморья для зимнего промысла. Из мотоцикла делали вездеход «каракат» , а вместо колёс ставили камеры от грузовиков. Чтобы резину не раздувало, баллоны перевязывали ремнями.

Виды шин низкого давления

Производители разрабатывают различные версии шин низкого давления, учитывая те или иные эксплуатационные условия. Наиболее популярными являются 4 вида покрышек.

  • Арочные. Широкие колёса, иногда в 5 раз больше, чем стандартная резина. Предназначены для ведущих мостов. Могут устанавливаться на шасси серийных машин, без модернизации ходовой части. Такие колёса часто встречались на самосвалах ЗИЛ-130, работающих на вывозе щепы с территорий лесозаводов.
  • Тороидные. По конструкции профиля шины близки к окружности, поэтому и называются в честь поверхности вращения – тор. Это разновидность арочных покрышек, которые выпускаются в камерном и бескамерном вариантах. В стандартной комплектации имеют нерегулируемое давление.
  • Широкопрофильные. Пришли на смену тороидным. Обладают протектором малой кривизны для равномерного распределения удельного давления в пятне контакта. Выпускаются для грузовиков в камерном и бескамерном варианте. Для легковых только в бескамерном.
  • Пневмокатки. Покрышки повышенной эластичности для вездеходов, работающих в условиях пересечённой местности, в особенности на рыхлых грунтах. Не предназначены для высоких нагрузок.

Наиболее известными российскими производителями шин низкого давления являются компании: АрктикТранс, ТРЭКОЛ и АВТОРОС.

Устройство шины низкого давления

В настоящий момент рынок предлагает широкий ассортимент камерных и бескамерных вездеходных колёс. Они практически не отличаются друг от друга. Но второй вариант имеет более герметичную внутреннюю часть. В состав конструкции обоих типов шин входит 6 главных элементов:

  • Каркас. Скелет покрышки, на который собираются все остальные части колеса. Состоит из синтетических и стальных нитей, что обеспечивает шине устойчивую форму.
  • Протектор. Контактная поверхность шины, взаимодействующая с дорогой.
  • Брекер. Подпротекторная лента из стальных нитей. Обеспечивает защиту внутренней части колеса и препятствует деформации протектора.
  • Борт. Боковые элементы, защищающие каркас покрышки от повреждения.
  • Флиппер (крыльевая лента). Повышает качество управления и уровень комфорта.
  • Кольцо. Стальной замкнутый стрежень (обруч), обеспечивающий надёжное крепление покрышки на ободе.

Если шина имеет камерную конструкцию, то к перечисленным элементам необходимо добавить пункт №7 – пневматическая камера.

Виды протекторов – какие бывают

Протектор – это главная часть вездеходной шины. Во-первых, он защищает внутренность колеса от внешних агрессоров. Во-вторых, обеспечивает качественное сцепление с контактной поверхностью. Современные производители вездеходной резины позаимствовали  рисунок протектора у шин для спецтехники. Он доказал эффективность, поэтому его применение оказалось самым удачным. В настоящее время наиболее популярными являются 2 типа рисунка беговой части:

  • Ёлочка – для работы в грязевой местности;
  • Шашечки — для использования в автоспорте (джиппинг).

В первом варианте покрышка оснащена V-образными блоками, а во втором – прямоугольными шашками небольшого размера. И те, и другие, разделены широкими каналами и желобами для быстрого самоочищения от грязи, песка или снега.

Маркировка шин низкого давления

Все покрышки для колёсной техники имеют определённую классификацию размеров, которые традиционно штампуются на боковом профиле. Шины низкого давления не стали исключением. Они могут маркироваться по американской или европейской методике.

  • США 26”х12”-10” (в дюймах):
    • 26 – внешний диаметр покрышки;
    • 12 – ширина профиля;
    • 10 – посадочный диаметр.
  • Евросоюз 500/60х18:
    • 500 – ширина покрышки в мм;
    • 60 – высота профиля в % (300 мм);
    • 18 – посадочный диаметр в дюймах (432 мм).

Также на покрышке могут быть дополнительные маркировки: TT / TL (камерная/бескамерная),

Довольно часто  резина низкого давления продаются в сборе с ободом. В таком случае сопроводительная документация должна содержать сведения о главных параметрах диска, например,  6х139,7, DIA110, ЕТ12:

  • 6 х 139,7 – разболтовка (PCD) – 6 болтов, общий диаметр окружности по центрам 139,7 мм.
  • DIA 110 – диаметр центрального отверстия для ступичного цилиндра 110 мм.
  • ЕТ 12 – вылет диска 12 мм.

Вместе с этим в каталогах часто указывают: массу шины, высоту блоков, диапазон рабочих температур, стандартное давление, индексы нагрузки и скорости. Иногда колёса продаются вместе с крепежом, поэтому количество болтов и гаек тоже прописывают номенклатуре.

Резюме

  • Шины низкого давления выпускаются для вездеходов.
  • Покрышки широкие и габаритные, что сразу отличает их от обычных колёс.
  • У резины увеличенное пятно контакта для меньшего давление на грунт.
  • Колёса нельзя установить на легковой автомобиль без модернизации подвески.
  • Маркировку типоразмера покрышек можно отыскать на боковом профиле.