Шины SUV — виды резины и рекомендации по выбору

Значительная часть российских автовладельцев предпочитает эксплуатировать практичные внедорожники, пикапы и кроссоверы, которые относятся к новому классу машин — SUV. Аббревиатура расшифровывается, как — Sport Utility Vehicles — спортивно-утилитарный автомобиль. Классификация пришла с Запада, где так обозначаются автомобили для активного отдыха. Для таких транспортных средств существует специальная категория шин SUV. В чём её отличие от легковых аналогов, и какие разновидности существуют, об этом далее

Особенности автомобильных шин SUV

Масса внедорожников и кроссоверов гораздо больше, чем у простых седанов или хэтчбэков. Например, у Toyota Land Cruiser 200 снаряжённая масса 2 555 кг, а максимально разрешённая – 3 300 кг. В то время как у Hyundai Sonata 2019 г.в., предельно допустимая нагрузка 1 575 кг. Поэтому покрышки для внедорожника обладают дополнительными характеристиками:

  • Увеличенная несущая способность.
  • Повышенная прочность каркаса.
  • Мощный протектор.

Колёса для кроссоверов могут быть такого же размера, как и для легковых машин. Внешне они практически не отличаются. Но внутренняя конструкция SUV шин усилена. Кроме этого, производители часто используют в изготовлении более крепкую резиновую смесь.

Разновидности шин для кроссоверов и внедорожников

Если раньше автомобили «4х4» покупали для эксплуатации по дорогам с некачественным или грунтовым покрытием, то сейчас эти машины адаптированы к городским условиям. Некоторые из них напоминают спортивные болиды, например, Porsche Cayenne. Учитывая это обстоятельство, производители колёс выпускают несколько разновидностей шин SUV, для эксплуатации в тех или иных условиях.

Шины A/T

Резина All-Terrain (любая поверхность) по сути, является универсальной. Её можно использовать с одинаковым успехом по асфальтированным и грунтовым дорогам. Для бездорожья колёса A/T подходят слабо, так как не оснащаются агрессивным протектором. Некоторые изготовители выпускают резину в летнем, зимнем и всесезонном варианте. Рекомендуется выбирать для машин с высоким клиренсом

Шины H/T

Покрышки  High Performance (высокие эксплуатационные характеристики) разработаны для магистралей и скоростных шоссе. Оснащены неглубоким протектором для более плотного соединения с асфальтом. Как правило у шин Н/Т низкий и жёсткий боковой профиль, что повышает качество управляемости на высокой скорости и обеспечивает безопасность (резина не взрывается).

Шины M/T

 

Шины Mud Terrain (грязевая поверхность) предназначены для бездорожья. Колёса легко узнаваемы по глубокому и агрессивному рисунку протектора. Довольно часто выпускаются, как всесезонный вариант «обувки». У шин высокий боковой профиль, поэтому для установки на внедорожник или кроссовер, необходимо учитывать типоразмер, иначе протектор будет задевать за нишу или арку крыла. Эксплуатировать шины М/Т по асфальту нерентабельно, так как существенно возрастает расход топлива.

Шины H/P

Автошины High Performance (высокоскоростные характеристики) разработаны для эксплуатации по шоссе на скоростных автомобилях «4х4». Наиболее часто такими колёсами в первичной комплектации оснащаются премиальные и люксовые кроссоверы. Например, заряженные Infiniti QX50, BMW X5 и другие.

Общие рекомендации по выбору шин SUV

Автомобильная резина обладает различными параметрами. Основными являются: типоразмер, сезонность, индексы нагрузки и скорости. Именно на перечисленные нормы эксперты рекомендуют обратить особое внимание при выборе.

Типоразмер

Наиболее знакомый параметр большинству автовладельцев. Размещается на боковом профиле колеса, например,  225/55 R19 (Nissan X-Trail T32). Расшифровывается так:

  • 225 – ширина протектора в мм;
  • 55 – высота боковины в % от ширины (225 х 55% = 123,75 мм);
  • R – радиальная конструкция покрышки;
  • 19 – монтажный диаметр.

Также информацию о типоразмере можно найти на кузове машины. Обычно производитель размещает наклейки (шильдики) на центральной стойке водительского проёма, в перчаточном ящике или с внутренней стороны лючка топливного бака. Зимой рекомендуется брать резину поуже и с высоким профилем, например, для того же Ниссана: 215/75 R17. Правда предстоит заменить диски на меньший диаметр (R17).

Сезонность

Шины СУВ выпускаются для зимней, летней и всесезонной эксплуатации. Они могут быть шипованными и фрикционными (липучка). Для территорий со снежными зимами наиболее предпочтительней выбирать протектор с «когтями». В других регионах для эксплуатации рекомендуется брать липучки.

Между собой сезонные покрышки отличаются конструкцией и составом резины. Летние колёса твёрдые и лёгкие, а зимние – мягкие с глубоким протектором и более тяжёлые. Всесезонные колёса не обладают хорошими характеристиками ни летом, ни зимой. Поэтому ставить их рекомендуется в исключительных случаях.

Индекс нагрузки и скорости

Шины для внедорожника и кроссовера, как и колёса для легковых машин, рассчитаны на разную нагрузку и скорость. Параметры присваиваются покрышкам в ходе разработки и дальнейших испытаний. Затем сведения наносят на колесо, например, 225/55 R19 V 99. Последние два обозначения расшифровываются так:

  • V – индекс скорости – 240 км/ч;
  • 99 – индекс нагрузки – 775 кг.

Данная информация означает, что шина способна отвечать заводским характеристикам при максимальной скорости с предельной нагрузкой на колесо. Закодированные сведения можно отыскать в специальных таблицах, которые есть в каждой торговой точке по продаже резины.

Рассчитать нагрузку можно самостоятельно. Для этого необходимо разделить разрешённую массу на 4 колеса.

Рекомендации по эксплуатации

Автомобильные покрышки имеют ограниченный срок службы. В среднем это 50 — 60 тыс. км. Но есть владельцы, у которых шины бегают до 80 — 90 тыс.км. Для этого необходимо ухаживать за колёсами:

  • придерживаться принципиально правильного стиля вождения;
  • каждые 8-10 тыс. км делать межосевую перестановку колёс;
  • проверять давление в баллонах не реже 1 раза в 2 недели;
  • следить за техническим состоянием подвески;
  • бережно хранить шины в межсезонье;
  • не перегружать автомобиль.

Выработавшую ресурс покрышку можно определить по индикаторам износа. Это небольшие бугорки в центральных каналах. Как только маркеры начали стачиваться, значит колёса пора менять.

Законом предусмотрено, что летние шины с остаточной глубиной протектора 1,6 мм, а зимние  4 мм – эксплуатировать нельзя. (п. 5.1. Приложение к ПП № 1090 от 23.10.1993 г. «О правилах дорожного движения»).

Шины для внедорожников и кроссоверов маркируются аббревиатурой SUV. Они обладают усиленной конструкцией, в сравнении с легковыми аналогами. Чтобы выбрать наиболее подходящий вариант «обувки» необходимо руководствоваться рекомендациями автопроизводителя.