Стальные диски: преимущества и недостатки. Как выбрать?

Каталог шипованной автомобильной резины - большой выбор.

Современный колёсный рынок предлагает широкий ассортимент дисков. Автовладельцы могут поставить на свои «болиды»: литые, кованые или стальные ободья. До относительно недавнего времени, примерно до середины 1980-х гг., большая часть серийных легковых машин выпускалась и эксплуатировалась исключительно со стальными дисками. Но постепенно их вытесняют более лёгкие и эстетичные алюминиевые аналоги. Однако, «штамповки» всё ещё пользуются спросом у значительной части автовладельцев, включая россиян. Далее расскажем, в чём особенности стальных ободьёв, как за ними ухаживать и какие параметры учитывать при подборе.

Колёсный диск – что это, зачем нужен

Автомобильное колесо состоит из двух важных элементов: шина и диск. Последний может быть изготовлен из стали. Как правило, он собран из 2х деталей: сердцевина и обод. Основная функция диска – передача крутящего момента от приводного вала на шину, которая обеспечивает соединение машины с дорогой.

 

Довольно часто стальные диски называют «штамповками», потому как они изготавливаются методом штампования. Производственный процесс  относительно недорогой. Поэтому, многие автоконцерны используют стальные ободья в первичных комплектациях бюджетных автомобилей.

Преимущества и недостатки штамповок

Штампованные диски наиболее распространены в мире. Во-первых, популярность колёс достигается за счёт низкозатратной технологии производства. Во-вторых, на рынке металлов сталь в избытке. Помимо небольшой себестоимости, у штамповок есть ряд индивидуальных особенностей.

  • Преимущества:
    • широкая доступность;
    • легко отбалансировать;
    • возможно украсить декоративными колпаками;
    • эластичная структура металла снижает ударные нагрузки на подвеску;
    • изготавливаются для подавляющего большинства транспортных средств;
    • высокая ремонтопригодность, диски легко рихтуются и варятся электросваркой.
  • Недостатки:
    • тяжёлый вес, увеличивающий массу колеса в сборе;
    • плохая антикоррозийная устойчивость;
    • невзрачный внешний вид.

Минусов совсем мало. Да и многие автовладельцы не обращают на них внимание. Если за «штамповками» ухаживать, то они могут выглядеть вполне презентабельным.

Как производят стальные диски и из какого металла

Для производства штампованных дисков используют низкоуглеродистую сталь. Материал отличается умеренной прочностью. В большинстве случаев процесс изготовления не что иное, как роботизированный конвейер. Человек здесь выступает в роли оператора станков с ЧПУ. Детали переходят с одного этапа обработки к другому, посредством механических рук.

Рождение диска начинается с нарезки стального листа на круглые и ленточные заготовки. Из первых будут изготовлены сердцевины, из вторых – ободья. В круглых формах с помощью пресса выдавливаются рёбра жёсткости и вырубаются вентиляционные окна. Далее на другом станке высверливаются отверстия под болты, ступицу и воздушный вентиль.

Лента для обода сворачивается в кольцо и в месте соединения обваривается. Далее обечайка поступает на прессовальный станок, где приобретает рёбра жёсткости. Затем в обод вставляется сердцевина, а места соединения обвариваются электросваркой.

Почти готовый диск отправляется на стеллаж к подобным изделиям и перемещается в покрасочную камеру. Сначала его покрывают антикоррозийным грунтом, а после окрашивают цветной эмалью, как правило, серой или чёрной. После высыхания диски направляются на линию ОТК, а затем на склад готовой продукции, откуда разъезжаются к заказчикам. Наиболее популярными производителями являются 5 брендов:

  • KFZ (ФРГ). Производственная сеть в Австрии, Германии, Испании, Швейцарии, Чехии и Бразилии.
  • Mefro (ФРГ). Заводы в Германии, Франции, Турции, Аргентине, России, Китае и Южной Корее.
  • Trebl (КНР). Фабрики в Китае и России (YST Group).
  • ТЗСК (РФ) Тольяттинский завод Стальных Колёс.
  • Dotz (ФРГ).

Правила ухода за штампованными дисками

Чтобы защитить сталь от коррозии, диски покрываются специальными грунтами и эмалями. Высокотехнологичный процесс и качественная краска позволяют продукции долго сохранять эстетичный вид. Однако, в процессе эксплуатации обод можно поцарапать, после чего открытый металл начнёт окисляться и ржаветь. Появятся жёлтые подтёки, а края эмали царапины зашелушатся. Если запустить повреждение, то быстрый процесс коррозии способен стать причиной сквозных микропор, через которые будет происходить разгерметизация колеса.

Повреждение следует устранить, как можно скорее. Для этого необходимо зачистить место корщёткой на дрели до чистого металла, а район царапины в радиусе 5 см обработать наждачной бумагой, зернистостью Р180 – Р240. Обезжирить. Нанести 2-3 слоя эпоксидного грунта. Затем покрыть ремзону 2-я слоями краски для дисков. Далее высушить эмаль, руководствуясь аннотацией.

Эксперты советуют чаще мыть колёса и ухаживать за ними. Не рекомендуется прибегать к помощи автомоек с высоким давлением струи, которые способный легко отслоить краску. Лучше использовать мягкую щётку и ведро, после чего ополоснуть колесо чистой водой.

Как правильно подобрать стальные диски

Чтобы правильно выбрать стальные диски, автовладельцу необходимо изучить их параметры. Дело в том, что размерный ряд очень широкий. На одну и ту же модель автомобиля производитель рекомендует установку минимум 2-х вариантов колёс: узкие и высокие зимой, а широкие низкопрофильные – летом. Например, АвтоВАЗ комплектует Lada Vesta Sedan следующими дисками:

  • 6JxR15/ЕT50/PSD 4×100/DIA 60.1.
  • 6JxR16/ЕT50/PSD 4×100/DIA 60.1.

Разница в диаметре обода. Первый тип 15-х колёс для зимней эксплуатации, а второй, 16-е,  – для летней. Расшифровываются маркировки так:

  • 6 – ширина обода в дюймах (6 х 25,4 мм = 152,4 мм);
  • J – тип закраины обода (наиболее частая конфигурация);
  • R15 / R16 – монтажный диаметр в дюймах (R – Rim, в переводе обод);
  • ЕТ50 – вылет диска в мм;
  • PSD 4х100 – разболтовка: диск крепится на 4 болта, диаметр которых по центрам составляет 100 мм;
  • DIA 60.1 – диаметр центрального отверстия под ступичный цилиндр в мм.

Данная информация выштамповывается на ободе, с наружной стороны (у легкосплавных внутри). Дублирующие сведения о дисках можно отыскать на кузове автомобиля. Производитель размещает их в таблицах на шильдиках или наклейках, которые традиционно находятся: на стойке воительского проёма, в бардачке или на обратной стороне лючка топливного бака.

Стальные штампованные диски – это самая простая и распространённая разновидность колёс. Выпускаются широкими модельными и размерными рядами, поэтому можно подобрать к любому автомобилю. При своевременном уходе, ободья сохранят достойный внешний вид и прослужат долго.