Автомобильные шины выпускаются с учётом сезонной эксплуатации. Одни для лета, другие для зимы. И дело здесь не только в шипах, а в разных компонентах резиновой смеси. Поэтому одни покрышки остаются эластичными в суровый мороз, а другие не плавятся в знойную жару. Температура эксплуатации летней резины не может быть отрицательной, иначе покрышка начинает дубеть. Как следствие, утрачиваются ходовые характеристики авто. Далее расскажем, как окружающая среда влияет на эксплуатацию шин, и какие результаты теста получились у независимых экспертов.
При какой температуре рекомендуется эксплуатировать летние шины
Для изготовления летних покрышек инженеры применяют жёсткую резиновую смесь, с добавлением синтетических смол и силикатов. Таким образом, покрышки получаются твёрдыми и в меру гибкими, что на открытом асфальте им обеспечивает:
- хороший контакт с поверхностью;
- качественное управление;
- лёгкость хода.
Безопасная температура асфальта для эксплуатации летних шин может достигать +70°C. При этом колёса будут соответствовать заводским характеристикам. В некоторых регионах планеты дороги с капитальным полотном раскаляется до +120°C. Такая поверхность может стать губительной, так как резина неизбежно начнёт плавиться и расслаиваться.
Как температура шины и окружающей среды влияет на ее эксплуатационные свойства
Практически все летние покрышки начинают качественно работать при t +7°C и выше. При снижении, от +7°C и до 0°C, часть характеристик утрачивается, но почти не отражается на ходовых свойствах машины. Но если на улице отрицательная температура, то резина неизбежно дубеет. Ездить на летних шинах при заморозках опасно, так как автомобиль непредсказуем и плохо управляем. Увеличивается тормозной путь, автомобиль не устойчив к боковым сносам.
Ходовые свойства летних шин могут различаться из-за строения каркаса и структуры резиновой смеси, которые определяют степень мягкости. Наиболее твёрдые колёса с жёсткими боковинами выпускают для скоростной езды по магистралям. Они имеют высокий индекс износостойкости и повышенный индекс нагрузки. Мягкие шины быстрее изнашиваются и рассчитаны на небольшую нагрузку. В основном предназначены для обычной эксплуатации.
Особенности эксплуатации летних шин при отрицательных температурах
В 2008 году независимые эксперты решили выяснить реальную температурную зависимость покрышек. Испытателей интересовало, как жёсткие и мягкие летние шины тормозят на шершавом асфальте в плюсовую (+40°C)и отрицательную (-5°C) температуру окружающей среды. В качестве носителя колёс использовали автомобиль SKODA OCTAVIA с системой ABS.
Перед тестом резину прогревали, дав 3-4 круга по полигону. В результате испытаний выяснилось, что при t +7°C -5°C, хуже всего тормозит жёсткая скоростная резина. У покрышек отметилось скольжение, так как между разогретым протектором и холодным асфальтом моментально образовывалась испарение влаги, которое превращалось в ледяную корку. Именно из-за неё происходит большинство аварий в первые осенние заморозки. При повышении температуры окружающей среды автомобиль останавливался быстрее.
Мягкие шины, наоборот: в холодную погоду тормозили лучше, а в жаркую хуже. Почти как зимние фрикционные покрышки. Но оба варианта резины показали примерно одинаковые результаты теста, при среднем диапазоне температуры: +10°+15°C.
Для эксплуатации летних шин требуется плюсовая температура. Идеальный диапазон +7°C +40°C. Если будет немного холоднее, резина утрачивает часть характеристик. А при отрицательных температурах, покрышка начинает дубеть и скользить при торможении. Такой эффект появляется из-за моментального появления льда, вследствие контакта тёплого протектора и холодного асфальта.