Виды автомобильных шин, классификация и устройство

Магазин автомобильных шин в Симферополе ПИН-АВТО - купить шины от производителя.

Автомобильная шина – второй по значимости элемент колеса, после диска. Её структура состоит из упругой резины, с элементами стального корда и тканевых волокон. Благодаря покрышке, автомобиль контактирует с дорогой более плавно, так как неровности покрытия поглощаются пневматическим обручем. Именно обручем назывались первые шины, которые запатентовал в 1888 году изобретатель Джон Данлоп. Инженер сделал покрышки из водопроводного шланга для велосипеда своего 10-летнего сына. Но, практичность изделия быстро завоевала место среди моторизированного транспорта. Сегодня, рынок предлагает различные виды шин, для любых ТС.

По каким признакам классифицируются автомобильные шины

Автомобильные покрышки классифицируются по: назначению, конструкции, способу герметизации, форме профиля, рисунку протектора и габаритам. Основной классификатор – это назначение. Покупателю сразу становится понятно, для какого типа транспорта предназначена резина. Для удобства поиска и подбора, изготовители и продавцы формируют информацию в специальные каталоги, справочники и таблицы.

Вместе с этим, классификация «по назначению», разделяется ещё на десяток категорий. Здесь покрышки разгруппировываются по: конструкции, размерам, индексам нагрузки/скорости, структуре материала и износостойкости. В шинных каталогах, назначение авторезины систематизируется следующим образом:

  • Легковые шины – в этой группе находятся покрышки для всех легковых автомобилей, вне зависимости от эксплуатационных характеристик, условий использования, конструкции ТС и типу привода. В эту же группу входит резина для стоковых спортивно-утилитарных автомобилей (SUV) и туристического (вездеходного) транспорта.
  • Легкогрузовые или коммерческие шины – предназначены для эксплуатации на: микроавтобусах максимальной г/п до 3,5 т, малотоннажных грузовиках, эвакуаторах и прицепах. Покрышки из этой группы обладают прочной конструкцией. На боковом профиле устанавливается отметка «С», что означает коммерческий (commercial) или грузовой (cargo) транспорт.
  • Грузовые и автобусные покрышки – эта категория шин адресована для грузового или пассажирского транспорта максимальной грузоподъёмностью от 3,5 т. Колёса предназначены для эксплуатации по асфальтированным и грунтовым дорогам.
  • Грузовые внедорожные покрышки – это группа шин для условий бездорожья. Сюда входит резина: от внедорожников свыше 3,5 т., грузовиков, тракторов, строительной техники, экскаваторов, грейдеров и другой спецтехники. Основной упор в конструкции, сделан на прочность материала и агрессивность протектора, что позволяет использовать колёса в суровых ландшафтных условиях.
  • Крупногабаритные покрышки – это колёса для многотоннажной спецтехники: карьерные самосвалы, автомобили-монстры и т.п. Структура покрышек довольно схожа с грузовыми внедорожными покрышками. Единственное отличие — это увеличенный размер, достигающий в диаметре 2-х метров.
  • Сверхкрупные покрышки – практически не отличаются от предыдущей категории. Однако размер таких шин превышает в диаметре 2 м.
  • Резина специального назначения – в эту группу попали колёса с возможностью эксплуатации на различном давлении. Как правило, такие колёса широко применяются в армии.
  • Высококлассные шины – это покрышки для спортивных автомобилей, участвующих в гонках на треке. Структура колёс отличается эластичностью и специальным рисунком протектора. А иногда и вовсе без рисунка. Речь идёт о сликах и полусликах.
  • Безопасные шины – более известные автовладельцам, как покрышки run-flat. Такими колёсами комплектуются внедорожники премиум класса. Особенность резины в том, что после пореза или прокола, можно свободно доехать до шиномонтажной мастерской на пустом баллоне. При этом, скорость передвижения может достигать 85 км/ч.
  • Спортивные шины – это категория покрышек различных моделей и характеристик для любых дорожных покрытий. Инженеры уделили здесь особое внимание тяговым, скоростным и боковым нагрузкам. Резина выпускается для легковых и грузовых автомобилей, а также для велосипедов и мотоциклов.
  • Запасные покрышки – используются в качестве «докатки», при замены пробитого колеса. Такие шины меньшего размера, с заниженными эксплуатационными характеристиками, имеют меньшие запасы прочности и выносливости.
  • Зелёные шины (эко-шины) – колёса с пониженным добавлением технического углерода на 30% и более твёрдой конструкцией. Первое преимущество позволяет сделать производство гораздо экологичней. Второе достоинство в том, что твёрдая конструкция обеспечивает покрышке низкое сопротивление качению, а это позволяет автомобилю экономить топливо. Как следствие, меньше выбрасывать выхлопные газы в окружающую среду. Поэтому, резина имеет приставку — эко.
  • Умные шины – данные колёса пока не вышли в массовое производство. Инженеры продолжают совершенствовать резину, которая сможет производить самодиагностику. Такая способность возможна благодаря микродатчикам, интегрированным в протектор и боковой профиль покрышки. Сведения о состоянии колеса, отправляются на компьютер автомобиля и выводятся на дисплей.

Благодаря упорядочиванию шин в каталоге «по назначению», покупатель адресно переходит в ту категорию транспортных средств, которая его интересует. Далее, он подбирает резину по эксплуатационным характеристикам, типоразмеру и условиям эксплуатации.

Как устроена автомобильная шина

Конструкция автомобильной шины разделяется на 2 вида: радиальная и диагональная. Деление происходит на основании строения и порядка распределения нитей корда. В радиальной конструкции, нити укладываются параллельны друг другу, а в диагональной — они пересекаются. Самыми распространёнными, являются шинами с диагональной структурой.

Несмотря на простую, с виду, конфигурацию покрышки, она состоит из нескольких элементов, таких как: корд, протектор, плечевая зона, боковина и борта.

  • Корд – это каркас покрышки, изготовленный из стали. В иных случаях, для изготовления нитей используются полимеры или текстиль. Если повредить корд, колесо начнёт «восьмерить» или появится грыжа;
  • Протектор – основной элемент покрышки, отвечающий за сцепление с дорожным полотном и выполняющий защитную функцию от порезов или проколов. Тип протектора, основательно влияет на срок службы колеса и уровень шума в салоне.
  • Брекер – это усиленный слой корда, находящийся под протектором. Как правило, в покрышке может быть несколько слоёв брекера. Они предназначены для дополнительного усиления колеса.
  • Плечевая часть – это переход от протектора к боковой области покрышки. Данный элемент имеет скошенную форму блоков и идеально работает при боковых нагрузка.
  • Боковины – это левая и правая стороны покрышки. Эти детали очень важные, так как подвергаются постоянному сопротивлению качения. Ещё, на них наносятся параметры колеса.
  • Борт – это кольцо покрышки, внутри которого находится утолщённая стальная жила. Функция бортов шин, заключается в установке покрышки в посадочные места обода, а прилегание к полочкам диска, препятствует утечке воздуха.

Ещё, шины разделяются на 2 вида по типу герметизации: камерные и бескамерные. Большинство автопроизводителей перешли на бескамерные шины. Но, владельцы машин могут установить камеру в бескамерную покрышку. А, наоборот сделать нельзя. Преимущество отказа от камеры очевидны: колеса становятся легче (например, камера на ГАЗель весит 1,7 кг.), при проколе давление не снижается резко. Водитель может устранить повреждение покрышки не снимая колесо с автомобиля, для этого необходимо использовать герметичный жгут.

Классификация по типу дорожного покрытия

Владельцы автомобилей, имеют возможность подобрать колёса для того или иного дорожного полотна. Производители учли тот фактор, что одна и та же машина может эксплуатироваться в разных ландшафтных условиях. Таким образом, модельный ряд шин разделяется на следующие категории:

  • шоссейные;
  • гравийные;
  • универсальные;
  • внедорожные.

Основное различие между целевыми покрышками, состоит в типе и глубине протектора. Возможно различие по структуре резиносмеси.

Классификация по сезонности

В современном социуме, автомобиль эксплуатируется круглогодично. Тем более коммерческий транспорт. Чтобы сделать эксплуатацию машины безопасной в любое время года, производители разрабатывают и выпускают несколько видов колёс: летние, зимние и всесезонные.

  • Летние шины изготавливаются из более грубых сортов резиносмеси. Жёсткость обеспечивает автомобилю хорошую курсовую устойчивость. Кроме этого, летние шины гораздо легче зимних и всесезонных аналогов. У таких покрышек не агрессивный протектор, глубиной 3-4 мм. При заморозках, твёрдая структура летней резины негативно сказывается на управляемость и проходимость. Передвигаться на задубевших колёсах очень опасно.
  • Зимние шины предназначены для эксплуатации в холодное время года, при температуре ниже 0°С. В зависимости от суровости зимы, производители выпускают 2 вида сезонных колёс: скандинавские и европейские. В первом случае, покрышки имеют агрессивный шашечный протектор, с глубиной желоба 8-10 мм. Если протектор ошипован, то это обстоятельство наделяет арктическую резину дополнительным названием – скандинавская шина. Колёса предназначены для эксплуатации автомобиля по рыхлому или укатанному снегу, а также по обледенелому дорожному полотну. Европейский вариант покрышек с менее агрессивным рисунком протекторам. Основная стихия таких шин: мокрая и слякотная дорога. Поэтому, рисунок протектора V-образный, который легко справляющийся с водоотводом.
  • Всесезонные шины предназначены для эксплуатации в любое время года. Они маркируются, как: M+S, AS или 4S (Mud+Snow, All Season, 4 Season). Каких-либо преимуществ у этих колёс не выявлено, кроме как безнадобность «переобуваться» на каждый сезон. Покрышки также склонны дубеть в заморозки, а протектор не отличается успешными показателями в борьбе с рыхлым снегом.

Виды протектора

Автомобилю необходимо обладать хорошей проходимостью или курсовой устойчивостью на шоссе при большой скорости. Чтобы обеспечить необходимые характеристики, покрышка оснащается таким элементом — как протектор. Однако, совместить все желаемые качества в одном виде протектора нельзя. Поэтому, инженеры разработали несколько конструкций блоков защитного элемента. Определённый вид рисунка шашечек, способен обеспечить различное сцепление колеса с дорогой. Всего существует 4 вида протектора для легковых шин.

  • Симметричный ненаправленный – протектор выполнен в виде прямоугольных шашечек одинаковой формы. Это один из самых распространённых рисунков. Такие колёса можно устанавливать на любую сторону автомобиля в различном направлении. Шины обладают хорошей проходимостью и комфортностью передвижения. Стоимость данных колёс, одна из самых низких.
  • Симметричный направленный – протектор имеет последовательный V-образный рисунок, более известный как «елочка». Такой рисунок распространен среди летних и зимних европейских шин. Популярность напрямую связана с конструктивной особенностью V-образных желобов, которые отлично справляются с водоотводом. Устанавливать шины возможно на любую сторону авто, но только в одном направлении, согласно указателя «Rotation», на боковом профиле.
  • Асимметричный ненаправленный – рисунок протектора выполнен из двух частей. Одна сторона покрышки покрыта однообразными шашечками. Другая сторона оснащается радиальными каналами и желобами. Основное назначение таких шин – спортивная езда. Они обладают усиленным боковым профилем, что обеспечивает комфорт и динамику передвижения. Шины с таким протектором возможно устанавливать только на определённую сторону авто, согласно маркировок: «Outer» (внешняя сторона диска) и «Inner» (внутренняя сторона диска). Резина отлично зарекомендовала себя на гололёде.
  • Асимметричный направленный – рисунок протектора состоит из двух частей. Одна сторона шины оснащена V-образными блоками, а вторая – радиальными каналами и желобами. Покрышки допускается устанавливать на автомобиль в единственном направлении руководствуясь маркировкой «Rotation», и обозначениями «Outer» (внешняя сторона диска) и «Inner» (внутренняя сторона диска).

Покрышки с асимметричным рисунком стоят значительно дороже колёс с простым симметричным протектором. Удорожание обусловлено сложным производственным процессом.

Резюме. Современный автомобилист, может подобрать любую модель шин на свой «болид». Шоссейные, внедорожные, зимние или летние – любой из этих типов резины, в широком ассортименте представлен на рынке. Главная задача покупателя, уделить время и отыскать оптимальные колёса по характеристикам ТС и условиям эксплуатации.