Виды колесных дисков

Колёса — это неотъемлемая деталь автомобиля, которая наделяет ТС ходовыми характеристиками и придает ему эстетичный вид. Если шины не особо выделяются на фоне машины, то диски здесь играют ключевую роль. Они говорят о характере владельца и его вкусе. Достаточно взглянуть на машину и можно сразу понять, насколько ухожен автомобиль. В настоящее время владельцы ТС могут устанавливать различные виды дисков, учитывая эксплуатационные условия и характеристики техники. Далее расскажем, какие конструкции ободьёв бывают, с какими особенностями и для какого транспорта.

Колесный диск – что это

Колёсный диск – это посредник, соединяющий автомобиль с шиной. Главная функция обода заключается в передаче крутящего момента с приводного вала на покрышку, обеспечивающую сцепление с дорогой. Чтобы резина прочно сидела на диске, для неё предусмотрены посадочные места или пневматическая камера. Правда, для легковых машин сейчас в основном выпускаются бескамерные колёса. Современная герметичная шина вобрала в себя функцию 2-х элементов: покрышки и пневматического баллона.

Разновидности дисков по материалу изготовления

Автомобили появились около 120 лет назад. За эти годы их конструкция претерпела массу изменений. Диски также подвергались модернизации. Сегодня изготовители предлагают автовладельцам: штампованные, литые, кованые, сборные и композитные ободья. Всё чаще появляется информация о разработках синтетических дисков с сотами, вместо пневматических камер. Это уже окно в будущий мир. Мы же рассмотрим самые популярные разновидности колёс на сегодня.

  • Стальные. Наиболее распространённый тип дисков. Изготавливается из листовой стали методом штампования. Поэтому в кругах автомобилистов носит неофициальное название «штамповка». Благодаря низкой себестоимости, розничная цена стальных дисков доступна каждому владельцу ТС (от 500 руб. за R13). Выпускаются широким модельным рядом. Очень пластичные. Поэтому обладают высокой степенью ремонтопригодности. Однако, скучный дизайн, тяжёлый вес и слабость к появлению ржавчины – побуждают некоторых владельцев купить другие колёса.

  • Легкосплавные. Диски из алюминия. Разделяются на 2 вида: литые и кованые. Основная разница в технологии производства. Первые отливаются в матрицу. Вторые штампуются из заготовки. Из-за различного метода, структура материала существенно отличается. Металл у литых ободьёв пористый с низкой пластичностью, поэтому диски хрупкие и часто лопаются. Кованые аналоги наоборот, очень лёгкие и при этом сверхпрочные, поэтому могут служить десятилетиями. Как следствие, считаются элитой колёс.

  • Композитные. Новинка на российском рынке – диски из углепластика. Этот материал уже заменил алюминий в авиастроении и сталь в строительстве, а теперь штурмует автомобильную отрасль. Дизайн композитных дисков довольно схож с «литьём». Однако чёрный матовый цвет выдает отсутствие металла. Инновационные колёса гораздо легче аналогов. Обладают прекрасной теплопроводностью и высокой устойчивостью к внешним агрессивным воздействиям и ударным нагрузкам. Имеют повышенный индекс грузоподъёмности. Главный минус – высокая цена, от 40 тыс. руб. за шт.

Композитными дисками комплектуются гиперкары. Например, такие «скаты» устанавливали на Lamborgini Sixth Element (2011 г.в.). По информации СМИ, стоимость комплекта из 4-х дисков составляла около €15 000 (1,2 млн. руб.).

Виды конструкций колесных дисков

Колёсные диски подразделяются на категории по типу конструкции: цельнолитые и сборные. Дело в том, что любой диск состоит из 2-х главных элементов: сердцевина и обод. К первым относятся легкосплавные колёса, которые изготавливаются методом отливки сплава в матрицу. К этой же категории можно отнести кованые диски, так как они штампуются из единой заготовки. Недостаток таких колёс в том, что при тотальном повреждении сердцевины или обода, диск придётся выбросить.

Сборные – это комбинированные колёса. Здесь сердцевина и обод крепятся между собой на сверхпрочные болты и гайки. Повредив один элемент, его можно заменить новым. Что касается стальных аналогов, то они тоже могут считаться родственниками сборных, так как сердцевина и обод соединяются в процессе производства. Правда крепятся на сварные швы, поэтому разбирать и собирать «штамповку» конструкцией не предусмотрено.

Виды дисков по типу транспорта

Парк колёсного транспорта довольно широкий. Поэтому производители выпускают большое количество моделей дисков, для тех или иных условий эксплуатации, на той или иной технике. В любом шинном центре перед вами могут оказаться каталоги или стеллажи с  такими категориями дисков, как:

  • Легковые. Здесь представлены ободья для автомобилей классов: A, B, C, D, E, F и J. К последнему относятся внедорожники. Диски для микроавтобусов также входят в эти категории. Покупателю предлагается приобрести стальные, алюминиевые и композитные колёса. Они различаются по материалу изготовления, ходовым характеристикам и величине отпускной цены.
  • Грузовые. Диски из стали для средне – и крупнотоннажной техники. Выпускаются размерами от 19 до 24 дюймов. Могут быть разборными и неразборными. Для эксплуатации с камерными и бескамерными шинами. В США, Канаде и в развитых странах Европы нередко можно увидеть алюминиевые и кованые грузовые диски. Благодаря облегчённой конструкции, владельцы автопоездов экономят на расходе топлива.
  • Специальные. Диски для спецтехники, такой как: трактора, грейдеры, погрузчики, колёсные экскаваторы и другие. Могут быть цельнометаллическими или разборными. Продаются у дилеров, реализующих товары для с/х техники.

Все виды автомобильных и специализированных дисков маркируются параметрами типоразмера. Чтобы выбрать необходимое колесо или его аналог, достаточно узнать рекомендацию производителя ТС. Сведения есть на самом ободе или в «Инструкции по эксплуатации».

Виды колёсных дисков достаточно разнообразны. Они различаются по типу ТС, условия эксплуатации и материала изготовления. Чтобы выбрать подходящую модель из широкого перечня предложений, следует обратиться к рекомендациям автопроизводителя.