Виды протектора автомобильных шин — какие бывают

Легковые и грузовые шины, а также покрышки для спецтехники — оснащаются определёнными видами протектора. Каждый из них разработан для различных условий эксплуатации. Одни транспортные средства колесят по шоссе. Другие трудятся на стройках и в полевых условиях. А некоторые гоняют по скоростным трекам. То есть, у машин разное назначение. Поэтому  и шины им нужны разные. Что такое протектор? Какие его виды существуют и из каких элементов он состоит? Об этом далее.

Протектор автомобильных шин – что это, какие функции выполняет

Протектор – это наружный элемент конструкции покрышки, расчленённый в виде рисунка для качественного сцепления колеса с дорогой. В зависимости от типа конструкции, протектор может обеспечить ТС повышенную проходимость на бездорожье или курсовую устойчивость на скоростном шоссе. Вдобавок, он эффективно защищает внутреннюю часть покрышки от ударов, проколов и порезов.

Основные зоны, составляющие протектор, выглядят так:

  • наружное полотно;
  • брекер (подпротекторный слой);
  • плечевая зона.

Для прочности, брекер может быть многослойным, а наружное полотно увеличенной толщины. Плечевая зона бывает разной конфигурации, с различными углами наклона и дополнительными блоками протектора.

Виды протектора в зависимости от типа шин

Транспортные средства эксплуатируются в различных климатических и дорожных условиях. Одним достаточно обычных шин с неглубоким протектором. Другие нуждаются в агрессивной, усиленной беговой части. Рассмотрим самые популярные виды протекторов для транспорта.

Легковые

Легковой автомобиль может эксплуатироваться в городе или селе. В дождливом или засушливом регионе. В зимнее и летнее время года. Чтобы машина соответствовала заводским характеристикам, изготовители шин оснащают беговую часть покрышки различным типом рисунка.

Современный рынок предлагает шины с 4-я видами протектора:

  • Симметричный ненаправленный – основная часть рисунка выполнена из прямоугольных монотипных блоков (шашечек). Такой протектор наиболее популярен в мире авто. Симметричность протектора позволяет устанавливать шины на любую сторону машины. Колёса обладают хорошими сцепными качествами с сухим дорожным полотном.
  • Симметричный направленный – более известный, как «ёлочка». Поверхность колеса оснащена V-образным рисунком. Такая конструкция беговой части отлично подходит для эксплуатации в дождливых регионах. Протектор оснащён широкими желобами для быстрого удаления воды из пятна контакта. Такие покрышки возможно установить на любую сторону машины, но только в одном направлении.
  • Асимметричный ненаправленный – это комбинированный протектор, который состоит из двух рисунков. Одна сторона беговой части выполнена из прямоугольных монотипных блоков (шашечек), а другая — покрыта радиальными каналами и ребрами. Данные покрышки предназначены для спортивной езды. Резина обладает усиленным боковым профилем, что улучшает динамику автомобиля.
  • Асимметричный направленный – ещё один комбинированный протектор. Одна сторона беговой части оснащена V-образным рисунком, а другая состоит из радиальных каналов и рёбер жёсткости. Такие колёса, также предназначены для динамичного, спортивного стиля вождения.

Шины с комбинированным протектором имеют лучшие эксплуатационные характеристики. Машина наделяется качественной курсовой устойчивостью при больших скоростях, а беговая часть изнашивается дольше.

Грузовые

Грузовая резина также различается типом протектора: дорожная (магистральная), бездорожная (региональная) и карьерная. Стоит отметить, что шины для грузовиков классифицируются по месту установки: рулевая ось, ведущая ось, или универсальные:

  • Дорожные шины — это радиальные (магистральные) покрышки для круглогодичной эксплуатации по автомагистралям. Протектор шин универсален, благодаря чему колесо можно установить на любую ось. Рисунок беговой части состоит из: продольных ребер жёсткости, радиальных и диагональных каналов. Может состоять из ромбовидных блоков или шашек «гусиные лапы». Универсальный протектор отлично себя зарекомендовал на снегу. Также отмечается его низкая шумность. При этом он имеет повышенную норму слойности от PR18, так как шины используются на фурах и самосвалах.
  • Бездорожные шины – это региональные покрышки для эксплуатации по грунтовым или разбитым асфальтированным дорогам. Беговая часть оснащена крупными протекторными блоками, дренажными каналами радиальной и диагональной конструкции. Данный тип шин имеет повышенную степень износостойкости.
  • Карьерная резина – предназначена для работ в местах разработки породы и на стройплощадках. Рисунок протектора выполнен из V-образных блоков, аналогично «ёлочке» на спецтехнике.

Для спецтехники

Эксплуатационные требования к спецтехнике, заставляют изготовителей колёс разрабатывать оптимальные характеристики грунтозацепов. Как следствие, протектор для спецшин разделился на несколько категорий. А потребитель может адресно приобрести покрышки для тех или иных условий работы.

Протекторы спецшин классифицируются по следующим наименованием:

  • «Клюшка» — самый распространённый протектор среди всей дорожно-строительной техники мира. Блоки в форме буквы «Г» размещены на беговой части в зеркальной последовательности. Основное преимущество Г-образного рисунка – это тяговая мощь. Шины с таким протектором идут в комплектации с тракторами, погрузчиками и ковшовой техникой.
  • «Шашка» — беговая часть позволяет использовать технику на асфальтированных дорогах. Очень часто протектор можно встретить на ангарных погрузчиках. Протектор «шашка», менее проходимый чем «клюшка». Однако, мощные блоки протектора наделяют шины увеличенным сроком службы и повышенной устойчивостью к проколам и порезам.
  • «Волна» — спецпротектор для подземных и фронтальных погрузчиков, грейдеров и карьерных самосвалов. Волнистая форма блоков наделяет технику повышенной тягой. Протектор шин износостойкий, равнодушный к внешним повреждениям.
  • «Ёлка» — протектор знаком многим, так как он часто встречается на тракторах в городе. Хотя его разработали для сельскохозяйственной техники, работающей на полевых грунтах. Широкие грунтозацепы хорошо самоочищаются от грязи. Техника обладает мягкостью хода. Помимо тракторов, шины «ёлка» комплектуется на комбайны и аграрные погрузчики.
  • «Прерванная волна» — протектор для заболоченной и труднопроходимой местности. Это рисунок совместил в себе характеристики «волны» и «клюшки». Шинами с протектором «прерванная волна» укомплектовывают лесозаготовительную технику: харвестеры и форвардеры.
  • «Черепаха» — протектор для карьеров. Широкие грунтозацепы защищают колесо от острых камней. Срок эксплуатации у шин продолжительный.

Виды протектора в зависимости от типа дорожного покрытия

Машина может эксплуатировать в разных ландшафтных условиях. Поэтому, автовладельцу возможно выбрать протектор по назначению. Чтобы облегчить покупателю подбор, изготовители классифицируют летнюю резину по следующим категориям:

  • шоссейная – это стандартная шина для использования в городе на асфальтированной дороге. Маркируется покрышка, как: Н/Т или Н/Р (Highway Terrain, Highway Performance). В некоторых случаях, резина может быть использована на гравийной дороге, но непродолжительное время. Зимой «шоссейку» эксплуатировать нельзя.
  • универсальная – шина похожа на шоссейную резину, но с более глубоким протектором и широкими зазорами между шашечками. Маркируется, как А/Т (All Terrain). Можно использовать в городе и на селе. Широкие желоба отлично самоочищаются от грязи.
  • грязевая — шина предназначена для эксплуатации на пересечённой местности, где практически отсутствуют дороги. Маркируется аббревиатурой М/Т (Mud Terrain). При эксплуатации грязевой резины по дорогам общего пользования, колёса доставляют дискомфорт водителю и пассажирам, так как сильно шумят.
  • спортивная – это комбинированная покрышка, совмещающая в себе характеристики шоссейных и универсальных шин. Обозначается — S/Т (Sport Terrain). Боковой профиль низкий, усиленный, что позволяет водить автомобиль в агрессивном стиле.

Стоит обратить внимание, что протектор универсальных шин не может в себе сочетать скоростные и бездорожные качества. В какой-то области эксплуатации, колёса будут значительно проигрывать. Пока инженерам не удалось создать оптимальный вариант беговой части для всех дорожных условий.

Из каких элементов состоит протектор автомобильной шины

Протектор – это один из основных элементов шины. Его конструкция состоит из 5-6 элементов, таких как:

  • центральное (осевое) ребро – принимает основную нагрузку при высокой скорости;
  • блоки или шашечки – предназначены для эффективного сцепления с дорогой;
  • продольные (радиальные) каналы – главные водоотводы;
  • диагональные желоба – обеспечивают центробежное удаление воды от центра;
  • плечевая зона — место перехода от беговой части к боковому профилю, предназначенная для устойчивости автомобиля при поворотах;
  • ламели (только для зимних колёс) – разделяют блоки (шашечки) протектора на 3-4 микроблока, для улучшения сцепления шины с дорогой, обеспечивая эффект «липучки».

Чем глубже и агрессивнее протектор, тем резина продуктивней на бездорожье. Крупные блоки отлично выполняют роль грунтозацепов, а широкие желоба хорошо самоочищаются

Схема установки шин в зависимости от протектора

Почему среди автомобилистов популярна резина с симметричным ненаправленным протектором? Потому что эти колёса универсальные. Их можно менять местами, с одной стороны ТС на другую, и в любом направлении. У покрышек с ассиметричным и комбинированным рисунком, такое достоинство отсутствует. Чтобы современные шины соответствовали заявленным характеристикам, их необходимо правильно установить на машину.

На боковом профиле каждого колеса есть маркировки, которыми необходимо руководствоваться при монтаже:

  • Rotation — направление вращения колеса;
  • Outer — внешняя сторона диска;
  • Inner — внутренняя сторона диска.

Игнорировать правила установки нельзя. В противном случае протектор будет работать неправильно. Водоотводные канавки начнут собирать воду, вместо её удаления. Как итог, в центре пятна контакта будет сосредотачиваться вода, создавая подушку и эффект аквапланирования. А, на сухом асфальте, неправильно установленные покрышки станут причиной потери скоростной динамики на 5-20 км/ч. Вместе с этим ухудшится курсовая устойчивость

Остаточная глубина протектора

Согласно пункта 5.1, законодательной нормы «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств», допускается эксплуатировать автомобиль с остаточной глубиной протектора:

  • летние шины — 1,6 мм,
  • зимние шины – 4 мм;
  • грузовые покрышки — 1 мм,
  • автобусные покрышки — 2 мм,
  • мотоциклетная и мопедная резина — 0,8 мм.

 Для прицепов устанавливаются нормы остаточной высоты рисунка протектора шин, аналогичные нормам для шин транспортных средств — тягачей.

Эта законодательная норма дополняет действующие правила дорожного движения с 2002 года. За нарушение виновнику грозит штраф 500 руб.

Виды протектора шины многообразны. Перед тем как окончательно выбрать автомобильную резину или покрышку для спецтехники, обязательно учтите условия эксплуатации, а не ценовой аспект. Правильно подобранные колёса обеспечат транспортному средству заводские характеристики. Это повлечёт производительность у спецтехники, а легковой авто наделит комфортом и позволит экономить топливо.