Автомобильная шина — это упругий резинотканевый элемент колеса, связывающий обод с дорожным полотном. Как правило все покрышки пневматического типа. Воздух в баллоне выполняет роль подушки, обеспечивая комфортное передвижение. Легковая резина выпускается для зимней и летней эксплуатации. Однако, существуют и всесезонные шины, т. е., для круглогодичного использования. Если выбрать такой тип покрышек, то сразу отпадает нужда покупать лишний комплект резины (лето» или «зима). Кому стоит выбирать «всесезонку» и насколько она эффективна? Об этом далее.
Что такое всесезонные шины
Всесезонные шины – это колёса для постоянного применения, т.е., круглый год. Покрышки сочетают функциональность летних и зимних аналогов. Свойства шин можно назвать удовлетворительными, потому что ни одному подразделению инженеров не удалось «вывести» универсальную резиносмесь, которая бы одинаково хорошо подходила для эксплуатации в жаркую и морозную погоду.
Нечто среднее есть, и оно воплощено во «всесезонке». Поэтому не стоит ожидать от автомобиля, обутого в универсальные колёса, идеальной курсовой устойчивости на льду или чёткой манёвренности на летнем асфальте.
Для каких условий подойдёт? Резина хорошо себя проявила в регионах с умеренными зимами, где средняя температура колеблется около 0°C. Также «всесезонка» будет интересна для эксплуатации в городах, где улицы обрабатывают реагентом и асфальт всегда открытый. Ещё колёса могут стать полезными в межсезонье, где зима долго не вступает в права, но уже холодно, по ночам заморозки, а местами есть снег.
Преимущества и недостатки всесезонной резины
Разработка всесезонных шин — это маркетинговая уловка производителей с отсылкой на те времена, когда не было «обувки» для зимней и летней эксплуатации. А ещё, резина данного типа имеет спрос на рынке грузовых колёс, ведь менять по 10-12 покрышек на автопоезде дважды в год мало кто хочет.
Для некоторых владельцев легковых машин, сезонная «переобувка» тоже иногда становится кошмаром, как правило из-за: трудного финансового положения, больших очередей в «шиномонтажах» и недостатка свободного времени. Поэтому многие из них мечтают об универсальных колёсах: поставил и забыл.
За многолетнюю историю «всесезонка» накопила большой багаж отзывов, как хороших, так и плохих.
Преимущества:
- экономия на дополнительном комплекте резины (зима/лето);
- минус 2 шиномонтажа в год для сезонной переобувки;
- не нужно готовить место для хранения;
- неплохие ходовые качества по слякоти и снегу;
- менее шумная чем «шиповка»;
- хорошо управляются.
Недостатки
- небольшой ресурс (в среднем 2 года, так идёт постоянный износ);
- дубеют при температурах -10° и ниже, а при +15°C и выше размягчаются (плавятся);
- бесполезны на обледенелой дороге и в сильный снегопад;
- качество сцепления с чистой дорогой хуже, чем у сезонных шин;
- не подходит для динамичного (спортивного) вождения;
- пониженное качество комфорта передвижения;
- увеличенный тормозной путь;
- перерасход топлива летом (колёса тяжёлые).
Что касается экономии на сезонных шинах, то она мифическим образом растворяется из-за повышенного потребления бензина и короткого срока службы колёс. Единственный неоспоримый плюс – не надо «переобуваться».
Протектор всесезонных шин
Автомобильная резина для круглогодичной эксплуатации может оснащаться симметричным направленным (V-образным) рисунком протектора и асимметричным ненаправленным. Его основное отличие в универсальности, т.е., он более глубокий, чем у летних колёс, но менее агрессивный, чем зимние покрышки. Средняя высота новых блоков 7,5 — 9 мм.
Если резина с ассиметричным рисунком беговой части, то каждая область имеет свой функционал. Внутренняя сторона с направленной структурой, что обеспечивает водоотвод, как на летних покрышках. Наружная область скомпонована из многофункциональных блоков, с отсылкой к зимнему протектору.
Резиновая смесь
Всесезонные шины разработаны на основе тех же материалов, что и обычные покрышки: синтетический каучук, технический углерод, смолы и наполнители. Единственное отличие – в производстве используются разные пропорции материалов. Например, здесь меньше каучука, что обеспечивает умеренную жёсткость. В остальном, рецепты компаундов производители держат в строжайшем секрете, исключая возможность коммерческого шпионажа.
Для каких условий подходит всесезонная резина
Всесезонная резина условно рекомендована для регионов с повышенной влажностью и частыми осадками, где зимой регулярные перепады температуры с «+» на «–». Как правило это южные области РФ. Также «всесезонка» подойдёт для городов центральной России, где улицы регулярно чистят и обрабатывают реагентами, а температура воздуха редко опускается ниже -20°C.
Не рекомендуется ставить универсальные колёса на автомобили мощностью 120 л. с., и выше. Водителям, предпочитающим «драйв» – «всесезонка» будет не интересна. А, для спокойного стиля езды резина подходит.
Общие правила выбора автомобильных шин
Если перед вами встала задача как выбрать всесезонные шины, то сначала обратите внимание на маркировку колёс. На покрышках такого типа должна быть надпись:
- «All season»;
- «Any weather»;
- «Tous Terrain»;
- «4S».
Большое заблуждение считать, что аббревиатура M+S (Mud and Snow) наносится исключительно на всесезонный тип резины. Если рядом есть пиктограмма снежинки, то так обозначаются покрышки для зимы, поэтому летом их эксплуатировать нельзя.
После того, как вы отыскали «всесезонку» необходимо узнать, подойдёт ли она к дискам. Для этого смотрим на боковой профиль, где указан типоразмер, например, 195/65 R15.
Вторым важным параметром является индекс скорости, который обозначается литерой: F, G, J, K, L, M, N, P, Q, R, S, T, U и H – расшифровываемый 80 -210 км/ч, соответственно (шаг 20 км). Выбирайте колёса с запасом, например, P, Q или R.
Затем обратите внимание на индекс нагрузки, который маркируется сдвоенным числом от 75 до 126, что значит 387 – 1 700 кг на одну шину. Разделите разрешённую максимальную массу ТС на 4 и получите допустимую тяжесть для каждого колеса. Зная весовые параметры машины можно отыскать индекс нагрузки в специальной таблице, которая есть в каждой точке, торгующей колёсами.
Всесезонные шины подходят для эксплуатации в регионах с умеренными зимами. Покрышки обладают небольшим ресурсом около 2-х лет, так как постоянно изнашиваются. Летом у автомобиля будет перерасход топлива, из-за более тяжелой конструкции «всесезонок» в сравнении с обычными покрышками. Если владельца не пугают ходовые недостатки, то резину можно покупать.