Автошина – ключевой элемент конструкции колеса, который призван отвечать за безопасную и комфортную езду. Больше 130 лет машины комплектуются пневматическими покрышками. Первую шину запатентовал Джон Данлоп в 1887 году. За год до этого, инженер спонтанно оснастил велосипед своего 10-летнего сына покрышками из садового шланга. Идея получила развитие.
Современные шины не сравнить со старыми аналогами. Сегодняшний рынок предлагает всевозможные конструкции колёс с разными характеристиками. Среди них можно найти наиболее эффективные покрышки для определённой эксплуатации. Как выбрать шины самостоятельно и какие критерии учитывать при покупке, об этом далее.
По каким параметрам подбираются автомобильные шины
Автомобильные шины подбираются по 5-и основным параметрам: конструкция ТС, типоразмер, сезонность, условия местности и манера вождения. Для каждого вида автомобиля, производители рекомендуют определённую размерность колёс. Второе условие при выборе, это определиться с сезонностью эксплуатации машины: зима/лето. Затем, стоит учесть особенности местного ландшафта и состояние дорожного полотна: город, село, бездорожье.
Ко всему перечисленному, будет нелишним добавить предпочитаемый стиль вождения. Например, при агрессивной езде подойдут спортивные, жёсткие шины с асимметричным комбинированным протектором. Для спокойного вождения достаточно шоссейных или универсальных шин с простым симметричным протектором.
Виды шин по сезонности
Выбираем автомобильные шины по сезонности. В магазине покрышки разделены на 3 группы: летние, зимние и всесезонные.
Летние
Летние покрышки предназначены для эксплуатации в тёплое время года. Примерно с середины весны до середины осени. «Переобуваться» необходимо при устойчивой температуре воздуха выше 0°С. Ощутимая потеря характеристик управляемости наступает при t + 4° + 6° C. Шины отличаются жёсткой конструкцией и лёгким весом, что обеспечивает хорошую управляемость авто на сухом или влажном асфальте. В зависимости от назначения и типа протектора, их можно эксплуатировать на шоссе, просёлке и бездорожье. Желоба протектора обеспечивают хороший водоотвод из пятна контакта, что снижает риск возникновения эффекта аквапланирования (водяного клина).
Зимние
Зимние покрышки предназначены для эксплуатации с середины осени до середины весны. Период «переобувки» в регионах наступает по-разному, в зависимости от климатических особенностей. Например, на севере страны снег лежит до конца апреля, а в средней части и на юге сходит уже в первых числах марта. Современные зимние шины разделены на 3 категории:
- арктический тип с шипованным протектором;
- скандинавский тип без шипов (фрикционные/липучка);
- альпийский тип для мягкого климата (фрикционные/липучка).
Арктические шины имеют агрессивный глубокий протектор, усиленный шипами. Это обеспечивает отличное сцепление на льду и укатанном снегу. Эксплуатационные характеристики сохраняются даже при t — 40° С.
Скандинавские покрышки без шипов, обладают хорошими внедорожными качествами из-за глубокого агрессивного протектора. Используются во многих странах Северной Европы с суровым зимним климатом.
Альпийская резина для малоснежных и дождливых регионов с максимально низкой t — 10°C. Её протектор состоит из широких V-образных желобов для эффективного удаления слякоти из пятна контакта. Если арктические и скандинавские шины мягкие и не теряют эластичность в сильные морозы, то альпийский тип сделан из более твёрдой резины. Это необходимость, так как в плюсовых температурах мягкие покрышки плохо реагируют на рулевое управление.
Всесезонные
Всесезонные покрышки – это универсальный тип колёс, который вобрал в себя немного от летних и зимних шин. Но, идеальным решением они не стали, так как не имеют чётких характеристик для зимнего и летнего температурного режима. На морозе они дубеют, а в жаркие дни становятся «рыхлыми». Протектор не обеспечивает в равной степени эффективность: на льду, снегу и мокром асфальте. А, это уже потенциальная опасность при вождении.
Как отмечают журналисты автомобильных изданий, после тестирования «всесезонки», такая резина подходит для использования в межсезонье, или в регионах с зимними температурными перепадами +/- 5° C. По результатам тестов выяснилось, что даже летние покрышки показывают лучшие характеристики на снегу, чем при тех же условиях всесезонные покрышки.
Настоятельно рекомендуется приобретать покрышки только сезонного назначения. Использовать «всесезонки» допускается в исключительных случаях.
Виды шин по условиям эксплуатации
Машина может эксплуатировать в разных ландшафтных условиях. Поэтому, автовладелец имеет альтернативу выбора покрышек с наиболее оптимальными эксплуатационными характеристиками. Чтобы облегчить покупателю подбор, изготовители классифицируют резину по следующим категориям:
- шоссейная – это стандартная шина для использования в городе на асфальтированной дороге. Маркируется покрышка, как: Н/Т или Н/Р (Highway Terrain, Highway Performance). В некоторых случаях, резина может быть использована на гравийной дороге, но непродолжительное время. Зимой «шоссейку» эксплуатировать нельзя.
- универсальная – шина похожа на шоссейную резину, но с более глубоким протектором и широкими зазорами между шашечками. Маркируется, как А/Т (All Terrain). Можно использовать в городе и на селе. Широкие желоба отлично самоочищаются от грязи.
- грязевая — шина предназначена для эксплуатации на пересечённой местности, где практически отсутствуют дороги. Маркируется аббревиатурой М/Т (Mud Terrain). При эксплуатации грязевой резины по дорогам общего пользования, колёса доставляют дискомфорт водителю и пассажирам, так как сильно шумят.
- спортивная – это комбинированная покрышка, совмещающая в себе характеристики шоссейных и универсальных шин. Обозначается — S/Т (Sport Terrain). Боковой профиль низкий, усиленный, что позволяет водить автомобиль в агрессивном стиле;
- зимняя – обозначается, как: Winter, M+S либо M.S (Mud — грязь и Snow – снег);
- всесезонная – на боковом профиле присутствует надпись All Seasons или Тous terrain;
- дождевая – маркируется словами Rain, Water и Aqua, это шины с улучшенными характеристиками водоотвода.
Стоит обратить внимание, что универсальные шины (А/Т) не смогут себя идеально зарекомендовать в области скоростных и бездорожных качеств. Колёса будут значительно проигрывать целевым шоссейным (Н/Т) и грязевым (М/Т) покрышкам. Пока, инженерам не удалось создать оптимальный вариант резины для всех дорожных условий.
Как подобрать размер шин
Одним из правил подбора шин считается строгое соответствие размеров колёс к автомобилю. Типоразмер покрышек наносится на боковой профиль резины. Также, параметры указаны в инструкции по эксплуатации ТС и на кузове авто. Например, 175/65 R14.
Расшифровывается маркировка так:
- 175 – ширина покрышки (протектора) в мм;
- 65 – высота бокового профиля в %-м соотношении. Высчитывается так: 175 х 65% = 113.75 мм;
- 14 – диаметр посадочного борта в дюймах, 1 дюйм = 2,5 см.
Автовладелец может поставить на машину вместо R14, колёса: R15, R16, R17. Главное условие — не превышать максимально допустимый общий диаметр колеса. В таком случае, придётся поступиться высотой профиля покрышки. Чтобы узнать общий диаметр, необходимо использовать формулу: D = 25.4 x d + 2H (d – посадочный диаметр, Н – высота профиля шины). На нашем примере: 25.4 х 14 + 2 х 113,75 = 583 мм.
Низкопрофильная резина очень популярна у молодёжи и любителей спортивной езды. Боковой профиль шин усиленный, что наделяет машину лучшей курсовой устойчивостью. Но, при этом теряется уровень комфорта. Жёсткая конструкция и небольшое количество воздуха в шине, являются причиной ощутимых ударов, передаваемых на руль и кузов от любой неровности дороги.
Практичные водители спокойного стиля, также могут поиграть размерами. Например, поставить диски R13 вместо R14. В этом случае, чтобы сохранить общий диаметр колеса придётся выбрать шины с высоким профилем. У машины повысится проходимость и увеличится уровень комфорта. Всё потому, что объём воздуха в покрышках становится больше. Такая замена на почитателей в зимний период.
К этому стоит добавить, что на зиму рекомендовано ставить покрышки с более узким протектором. Так меньше вероятности появления эффекта слэшпленинг. Это аналог аквапланирования, только на снегу.
Летом рекомендуется ставить широкие шины. Например, вместо зимних 195 мм устанавливать летний проектор 205 мм. Увеличенная площадь пятна контакта, улучшает качество сцепления с дорогой. Снижается тормозной путь, повышается динамика, улучшается курсовая устойчивость на скоростных шоссе.
Литера «R», на боковом профиле перед цифрой 14, означает тип конструкции покрышки. В нашем случае резина радиальная. Есть ещё диагональные конструкции шин, но они редко выпускаются. Если в конце типоразмера будет стоять литера «С», то перед вами усиленная (грузовая) покрышка. Расшифровывается, как Commercial или Cargo. Предназначена для микроавтобусов, эвакуаторов и других малотоннажных автомобилей.
Виды рисунка протектора
Правильно выбрать шины самому сложно. В магазинах выставлены покрышки с разным рисунком протектора. Производитель выпускает резину с разной беговой частью: для конкретного стиля вождения и определённых погодных условий. От типа протектора зависят такие характеристики, как: проходимость, скорость, курсовая устойчивость, водоотвод, износостойкость, шумность и другое.
Покупателю предоставлена возможность подобрать резину с одним видом протектора из 4-х существующих:
- симметричный ненаправленный – рисунок беговой части выполнен в виде прямоугольных блоков, равномерно распределённых по поверхности колеса. Это один из самых распространённых протекторов. Покрышки можно ставить на любую сторону машины и в любом направлении движения. Такой рисунок чаще наносят на универсальные шины, используемые на шоссе или просёлке;
- симметричный направленный – этот вид протектора знаком автовладельцам, как — «елочка». Шины с таким рисунком также популярны среди автомобилистов. V-образные желоба лучше всего справляются с водоотводом. Поэтому, резина качественно себя проявляет в дождливых регионах. Устанавливать шины возможно на любую сторону авто, но только по указателю направления «Rotation». Он указан на боковом профиле;
- асимметричный ненаправленный – это современный комбинированный протектор. Одна часть шины оснащена универсальными блоками, а другая сторона состоит из желобов и осевых рёбер жёсткости. Такой тип протектора считается спортивным. Шины возможно устанавливать на определённую сторону авто по маркировкам: «Outer» (внешняя сторона диска) и «Inner» (внутренняя сторона диска);
- асимметричный направленный – ещё один современный комбинированный протектор. Одна сторона состоит из V-образных желобов, а другая часть шины содержит осевые рёбра жёсткости. Покрышки можно установить на автомобиль в строгом соответствии с маркировками: «Rotation» (направление), обозначениями «Outer» (внешняя сторона диска) и «Inner» (внутренняя сторона диска).
Шины с комбинированным протектором дорогие из-за сложного процесса изготовления. Кроме того, купить их поштучно нельзя. Отпускаются только комплектом. При этих недостатках, они обладают лучшими качествами курсовой устойчивости, менее шумные и наделены длительным ресурсом.
Проблема износа покрышек волновала многих производителей. В 1960 году, советские инженеры Московского шинного завода разработали и испытали радиальную покрышку М-75. Особенность этого изделия заключалась в сменном протекторе. Шина монтировалась на обод. Затем, поверх основания одевали 3 протекторных ленты и накачивали колесо. Элементы конструкции прочно фиксировались на баллоне под давлением воздуха. Беговую часть можно было заменить на новую, после истирания или повреждения. Универсальность основной шины позволяла монтировать различные виды протектора. Смена проходимости могла потребоваться в дорожных или погодных условиях. Аналогичный тип колёс, типа РС, был разработан на Ярославском шинном заводе для а/м ГАЗ-51. Размер покрышки 7,50—20″ тип «елочка». Но при наглядном потенциале и эффективности комбинированных шин, их разработка и серийный выпуск остались в истории.
Индекс скорости
Перед тем, как окончательно выбрать летние шины следует уделить внимание такому параметру, как индекс скорости. Он обозначается на шине одной латинской литерой, например, «S». Всего существует 24 индекса скорости, от минимального «В» — 50 км/ч до максимального «Y» — 300 км/ч. Они размещаются в специализированных таблицах, которые есть в шинных магазинах. В литере «S», зашифрована максимально допустимая скорость 180 км/ч. То есть, это предельный скоростной режим, при которой покрышка сохраняет свои технические характеристики.
Индекс нагрузки
Ещё один важный параметр при выборе резины — это индекс нагрузки. Он обозначается 2- х или 3-значными цифрами, например, «75». Это не обозначение массы, а закодированное значение максимально допустимой нагрузки на колесо. Расшифровка указывается в специальных таблицах, где представлены обозначения от «50» до «129». Цифра 75, в нашем случае, означает 387 кг, что применимо для автомобилей C-класса.
Шумность шин
Главная причина образования шума от шин — это глубокий протектор. Поэтому, ели перед вами резина повышенной проходимости, значит она гарантированно будет выделять сильный гул. Ещё на уровень шума влияют:
- структура состава резины (мягкие шины сильнее шумят);
- ширина профиля шины (чем шире, тем шумнее);
- рисунок протектора (асимметричный менее шумный);
- скоростной режим.
Состояние дорожного полотна, играет ключевую роль. Например, движение по мокрой дороге намного шумнее. От образования звука не избавиться, возможно лишь добиться его снижения.
Все современные шины поступают в продажу с евроэтикетками. Наклейки информируют покупателя о самых важных характеристиках авторезины. Индекс шумности обозначен пиктограммой колеса и звукового динамика, от которого исходят 3-4 волны. Количество заштрихованных волн классифицирует резину по шумности. Измеряется громкость звука в децибелах по логарифмической шкале. Чем меньше заштрихованных исходящих волн, тем тише покрышки.
Движение по грунтовой или щебёночной дороге, неизбежно влечёт выделение гула и стука камней по днищу кузову. В этом случае, класс шумности шин не имеет значения
Срок эксплуатации
Средний срок эксплуатации автомобильных шин 3-4 сезона, при пробеге 50-60 тыс. км. К этому моменту покрышки теряют былую эластичность и качества сцепления с дорогой. Но, покрышки могут прослужить в 2 раза дольше. Например, если их бережно эксплуатировать, правильно хранить и сократить пробег до 5 000 км в сезон, то это продлит им жизнь.
Появление большого количества трещин и изношенный протектор, сигнализируют о конце эксплуатационного срока покрышек. Внешне добротные шины могут не соответствовать нормам ПДД с 2019 года. Согласно п. 5.1., остаточная глубина протектора в самом истёртом месте, не должна быть менее: 1,6 мм у летних, и 4 мм у зимних покрышек.
Возможно отслеживать ресурс шин со дня их производства. Дата изготовления маркируется на боковом профиле 4-значной цифрой. Например, 0417. Расшифровывается, как 4-я неделя 2017 года.
Мягкость резиновой смеси
Эластичность резины влияет на эксплуатационные качества автомобиля. На хорошей дороге и при надлежащем давлении, твёрдая резина — обладает высоким уровнем сопротивления качению. Это снижает расход топлива, так как шина расходует меньше кинетической энергии. Вместе с этим, автомобиль быстро разгоняется и динамичен в потоке. Но, ездить на твёрдых покрышках менее комфортно, так как все неровности отдаются на кузове и рулевом управлении.
Мягкие покрышки влекут увеличение расхода топлива, имея меньшее сопротивление качению и расходуя больше кинетической энергии. Они быстрее изнашиваются. Наделяют автомобиль худшей курсовой устойчивостью и вялыми динамичными характеристиками. В жаркую погоду появляется эффект «липучки». Автомобиль становится плохоуправляемым, а колёса менее надёжными.
Чтобы донести до покупателя информацию о мягкости, на евроэтикетке шины наносится шкала сопротивления качению от «A» до «G»:
- «A» (зеленый цвет) максимальная экономичность;
- «B» – (светло-зелёный) высокая топливная экономичность;
- «C» — (жёлто-зелёный) высокая топливная экономичность;
- «D» — (желтый) средняя топливная экономичность;
- «E» – (оранжевый) пониженная топливная экономичность;
- «F» — (светло-красный) низкая топливная экономичность;
- «G» (красный цвет) минимальный уровень топливной экономии.
Приобретая шины класса «А», можно порадоваться экономичности мотора, но уровень комфорта будет хуже. А на покрышках «G» — ехать мягко, но расход топлива будет высок, а резина быстро износится.
Как продлить срок службы автомобильных шин
Износ покрышек подвержен многим факторам. Процесс ускоряется, если эксплуатировать авто по плохим дорогам, ездить в агрессивном стиле, не следить за достаточным давлением в покрышках и хранить шины, как придётся. У аккуратных и спокойных автовладельцев, шины служат на 1-2 сезона дольше.
Что гарантировано продлит срок службы шинам:
- правильное хранение в чистом виде, при умеренной температуре и влажности;
- спокойная манера вождения, без пробуксовок и т.п.;
- хорошее состояние подвески ТС;
- регулярное обслуживание покрышек: мойка, чистка, обработка силиконом и контроль давления.
При неправильном давлении, даже на каких-то 0,2 атм, протектор изнашивается неравномерно. При низком быстрее истираются плечевые зоны, а при высоком – центр беговой части. Проверять воздух необходимо на остывшей шине, желательно утром. Для систематичности, достаточно брать манометр в руки 2-4 раза в месяц.
Что влияет на стоимость покрышек
Стоимость шины складывается из: типоразмера, назначения и бренда производителя. Европейские и японские колёса гораздо дороже российских, и китайских аналогов. Приобретая одну и туже модель колеса можно сэкономить. Например, покрышки шириной 205 мм стоят дороже на 20 %, чем аналогичная модель, но с более узким профилем 195 мм. Также на стоимость влияет сезонный фактор. Зимой дешевле летние колёса, а летом можно получить хорошую скидку на комплект зимней резины.
Что еще учитывать при выборе
5 практических советов, которые могут оказаться полезными при самостоятельном подборе шин:
- Старайтесь выбирать более лёгкие шины из всех предлагаемых менеджером вариантов в магазине. Подвеска меньше нагружается, ехать комфортнее, а сниженный расход топлива позволит сэкономить не один бак горючего.
- Глубокий протектор — причина шума в салоне. Если нет необходимости брать агрессивную беговую часть, то лучше обратить внимание на другие варианты с менее глубоким протектором.
- Если вам нужен комфорт, то обратите внимание на мягкие покрышки. Несмотря на недостатки в динамике и торможении, они прекрасно подходят для спокойного стиля вождения.
- Асимметричный протектор качественно проявил себя на дорожном полотне, показав наилучшие характеристики курсовой устойчивости и меньшей шумности. Но такие колёса невозможно купить поштучно, так как продаются они комплектами. А это нерентабельно, если замены требует всего одна повреждённая шина.
- Для зимней эксплуатации приобретайте узкие шины. Протектор лучше цепляется за дорожное полотно и уменьшается риск появления слэшпленинга (эффекта планирования по снегу).
Обращайте внимание на дату изготовления резины. Согласно ГОСТ 24779-81, шины не могут храниться на складе более 5 лет. К этому времени, они должны вернуться изготовителю на переработку. Если менеджер предлагает купить 4-х или 5-летние колёса, то следует отказаться от них. Рекомендуется покупать «свежие» колёса
Автомобильная шина, как и любой элемент машины, требует правильной эксплуатации и периодического обслуживания. Бережное отношение позволит продлить срок её службы. Но кроме ухода за покрышками, следует поддерживать ТС в надлежащем техническом состоянии. Запущенная и разбитая подвеска противопоказана протектору.