Как выбрать Б/У шины? Стоит ли покупать? Какие риски?

Вторичный рынок колёс очень сильный. Многие автовладельцы покупали или будут покупать резину с пробегом, в зависимости от личных обстоятельств. Но, останавливая выбор на подержанных покрышках следует быть начеку. Здесь нередко торгуют дефектными или наспех восстановленными колёсами. Чтобы не выкинуть деньги «на ветер», рекомендуется ознакомиться с правилами: как как выбрать б/у шины, на что обратить внимание и от каких предложений стоит сразу отказаться.

Как резина теряет свои свойства при эксплуатации

При эксплуатации колёса находятся в агрессивной среде: покрышкам крепко достаётся от дорожных ям, резину разъедают горюче-смазочные материалы и реагенты, в протектор впиваются гвозди и саморезы. Т.е., идёт нормальный износ. С каждым следующим сезоном шина теряет часть ходовых качеств: протектор становится менее цепкий, появляются грыжи, порезы и трещины.

Покупать сильно изношенные колёса безрассудно. Если резина в хорошем состоянии, например, с аварийной «свежей» машины, то о приобретении задуматься можно. Иногда такой выбор оправдан низкой ценой. Или другой вариант — вы решили продать автомобиль. Тогда не стоит издерживаться на новые китайские шины, а лучше купить брендовые «бэушки», например, Nokian, Goodyear, Michelin и другие.

Какие есть риски при покупке б/у шин – что надо учитывать

Подержанную резину продают снятой. Покупатель не имеет возможности проверить её на герметичность и выявить скрытые повреждения корда и брекера. Если внешне покрышки выглядят достойно, т.е., с хорошим протектором и без трещин, то при забортовке могут появиться «сюрпризы». Например, надуется небольшая грыжа, которая затем увеличится в объёме. Или мастер шиномонтажа не сможет отбалансировать колесо из-за повреждённого каркаса, т.е., покрышка будет дико «восьмерить».

Дата производства

Эксперты рекомендуют обращать внимание на возраст резины. Структура компаунда имеет свойства стареть. Даже если взять новую шину 10-летней давности производства, она не будет обладать такими же ходовыми характеристиками, как после выпуска с конвейера. С годами колёса дубеют, т.е., перестают быть эластичными и рассыхаются. Не рекомендуется брать не новые колёса старше 5 лет. Дату производства из 4-х цифр можно посмотреть на боковом профиле в овальном окошке. Например, «1516» — резину выпустили на 15-й неделе (в марте) 2016 года.

Остаточная глубина протектора

При визуальном осмотре внимательно проинспектируйте беговую часть. Лысые покрышки для покупки рассматривать не стоит. В ПДД (п. 5.1) указано, что остаточная глубина протектора для летних шин должна составлять 1,6 мм. За нарушение предусмотрен штраф 500 руб, Ст. 12.5 КоАП часть 3.2. С 2020 года размер санкции вырастет до 2 000 руб. Так планируют депутаты ГД.

При каких повреждениях не стоит покупать б/у шины

Повреждения. Внимательно осмотрите покрышку на наличие посторонних предметов (жгуты, заплатки). Отремонтированные проколы протектора – частое явление. Но, если на боковом профиле есть латка, то под ней, скорее всего, скрывается порез или грыжа, которые в свою очередь гарантированно нарушили каркас шины. Т.е., корд в этом месте не замкнутый.

Колесо с боковым ремонтом допускается эксплуатировать только на задней оси, да и то в исключительных случаях, или применять в качестве запаски. Поэтому, выбирая резину сразу отметайте варианты с нарушением боковин, даже если владелец будет рассказывать, что восстановление давнее и ничего страшного за период эксплуатации не произошло. Неизвестно где и как качественно делали ремонт. Латка способна повлечь разрыв шины на скорости, с последующим ДТП.

Трещины на резине

Спустя 1-2 сезона покрышки гарантированно покроются трещинами. Сперва они небольшие, но с годами их размер и количество увеличиваются. Потрескавшаяся резина извещает о своей ветхости. Часто микроразрывы становятся сквозными, являясь причиной разгерметизации баллона. Иногда чёрный цвет тускнеет и проявляется серый оттенок – это нескрываемая старость.

А, если шины относительно молоды, например, 2-3 года, но все в трещинах? Значит, колёса эксплуатировали с нарушением грузоподъёмности. Т.е., возили тяжёлые вещи, провывшая регламент производителя. А ещё, рассыхание может появиться после неправильного межсезонного хранения:

  • слишком сухой бокс;
  • повышенный озоновый фон;
  • влияние паров химических продуктов и другое.

Такая «молодая» шина уже небезопасна для эксплуатации. Она способна взорваться на ходу в любой момент, с последующим тяжёлым ДТП.

Восстановленный протектор

Народные умельцы и жуликоватые владельцы могут реанимировать «мёртвые» колеса, восстановив рисунок протектора. Специальным инструментом – регрувером, мастера заново нарезают продольные и диагональные каналы между блоками. Внешний вид получается привлекательным.

Но, восстанавливать легковые шины запрещено, так как они для этого не рассчитаны. Срезая 2-3 мм слоя, ослабляется конструкция колеса. Покрышка становится небезопасной. Вычислить реанимированные шины просто – новые, и часто неровные, каналы предательски сверкают на фоне стёртых блоков протектора. От такой покупки следует отказаться.

Скрытые дефекты

Допустим перед вами хорошие колёса: с достойным видом, молодым возрастом и глубоким протектором. Однако, резина может хранить тайны небрежной эксплуатации. Когда мастер шиномонтажа поставит шины на диски, при накачивании может появиться маленькая грыжа, которая со временем гарантированно увеличится. Или окажется, что 1 или 2-е покрышки из комплекта невозможно отбалансировать.

Существует 2 типа дисбаланса: статический и динамический. В первом случае колесо «козлит» скачет. Во-втором – «восьмерит». Последний возможно исправить, но только при помощи большого количества грузиков. Оба этих дефекта, как и грыжа, свидетельствуют о необратимом нарушении каркаса. Согласившись на эксплуатацию покрышек с изъяном, владелец обрекает подвеску. Кроме того, быстро износится сама резина.

Возьмите на вооружение правила — как выбрать б/у шины, и тогда вы сможете подыскать действительно хороший комплект покрышек. Избегайте старых, растрескавшихся, ремонтных и восстановленных колёс. Договаривайтесь с продавцом о возможности возврата, если при установке на диски вы обнаружите скрытые дефекты.