Как выбрать колесные диски? На какие параметры обращать внимание?

Рано или поздно автовладельцы сталкиваются с проблемой замены колёс. Как правило, это происходит после тотального повреждения покрышки или обода. Если маркировка шин знакома большинству водителей и купить новые покрышки несложно, то сиюминутно выбрать диски смогут немногие. Всё потому, что последние тоже имеют определённые параметры, которые необходимо учитывать. В противном случае колёса не встанут на ступицу, будут выпирать из арки или наоборот, скроются в колёсной нише. Далее расскажем, какие конструкции дисков существуют, по каким маркировкам их подбирают и где находится техническая информация.

Какие параметры нужно учитывать при выборе колёсных дисков

Колёса, это в некоторой степени ноги и обувь автомобиля. Они выпускаются широкой размерной линейкой. Словно туфли к стопе человека, шины производятся для определённого диаметра обода. Кроме этого, у любого диска есть другие технические параметры, которые позволяют его установить на определённый тип автомобиля. Чтобы информировать об этом владельца ТС, изготовитель наносит на обод следующие маркировки:

  • тип закраины;
  • ширина обода;
  • монтажный диаметр;
  • расположение крепёжных отверстий;
  • вылет диска;
  • диаметр центрального отверстия;
  • форма крепёжных отверстий;
  • наличие хампов:
  • грузоподъёмность.

Перечисленные параметры штампуются на любом автомобильном диске, независимо от типа и материала его изготовления. Все производители в мире используют общие правила маркировки.

Из каких материалов изготавливают диски

Современный колёсный рынок предлагает широкий ассортимент колёсных дисков. Почти в каждом шинном центре можно купить: штампованный, литой или кованый тип обода. Есть ещё один вид – сборный. Его конструкция состоит из 2-х или 3-х деталей, в зависимости от модели, соединённых между собой болтами. Такие колёса отличаются высокой ценой, поэтому увидеть их в розничной продаже сложно. Далее рассмотрим виды более подробнее.

  • Штампованные. Стальные ободья, получившие наибольшее распространение в мире. Благодаря низкой себестоимости, отпуская цена продукта доступна всем автовладельцам. Металл обладает высокой пластичностью, что обеспечивает «штамповкам» высокую степень ремонтопригодности: вмятину можно отрихтовать, а трещину заварить дуговой сваркой. К основным недостаткам относят: тяжёлый вес, склонность к ржавчине, скучный дизайн.
  • Литые. Диски из алюминия, изготавливаемые путём отливки сплава в матрицу. Технология производства и металл более дорогие, чем у «штамповок». Поэтому цена продукции в несколько раз выше, чем на стальные аналоги. «Литьё» имеет ряд преимуществ: лёгкий вес, не ржавеют и легко управляются. Представлены на колёсном рынке наиболее широким модельным рядом. В перечне недостатков: высокая цена, плохая пластичность и низкая степень ремонтопригодности.

  • Кованые. Ещё один тип алюминиевых дисков. Однако, колёса производят по другой технологии – путём формования круглой заготовки. Благодаря этому ободья получаются ещё более лёгкими и высокопрочными. Колёса очень красивые, за счёт утончённого дизайна. Основной недостаток – высокая цена.
  • Сборные. Легкосплавные диски, состоящие из нескольких деталей: сердцевина, обод и планка. Первый элемент часто изготавливается по технологии литья, остальные – методом ковки. Колёса довольно прочные и стильные. Но отыскать их в розничной продаже российских магазинов сложно.

За последние годы в среде автовладельцев сложилось правило: зимой эксплуатировать стальные «штамповки», а летом – легкосплавные диски. Дело в том, что в холодное и тёмное время года высока вероятность повредить обод. Алюминиевый трудно отремонтировать, а железный восстановить легко.

Типоразмер дисков

Каждая модель автомобиля разрабатывается с учётом определённого размера колёс. Благодаря этому все узлы и компоненты ТС работают сбалансировано. Устанавливать другие шины и диски противопоказано. Поэтому автопроизводитель информирует владельцев, какие размеры шин и дисков рекомендованы для эксплуатации на его машине. Например, АвтоВАЗ комплектует Lada Vesta Sedan ободьями с маркировкой – 6JxR15/ЕT50/PSD 4×100/DIA 60.1, которая означает:

  • Ширина диска. Расстояние между закраинами обода. Измеряется в дюймах. В нашем случае это 6. Чтобы перевести в метрическую систему, необходимо 6 х 25,4 мм = 152,4. Изготовитель допускает установку дисков шириной 7 дюймов. Колёса побольше лучше держат сухую дорогу на скорости. Но для установки разных покрышек: 185/65 R15 или 205/50 R17 – подходит стандартный диск шириной 6 дюймов. Литера «J» — это тип закраины обода (самый распространённый).

  • Диаметр. Посадочное место для покрышки, измеряемое в дюймах. На нашем примере R Чтобы перевести в метрическую систему, необходимо 15 х 25,4 мм = 381 мм. Литера «R» расшифровывается, как Rim, что в переводе с английского языка на русский означает — обод. Не радиус, как многие думают. Здесь АвтоВАЗ тоже позволяет поиграть размерами. Диски покрупнее рекомендуется ставить на лето с низкопрофильной резиной, а ободья поменьше – на зиму, с шинами высокого профиля для лучшей амортизации и повышенной проходимости.

  • Вылет диска. Это расстояние в миллиметрах от привалочной плоскости диска к его вертикальной оси. У нас маркируется ЕТ50. Параметр может быть положительным, нулевым и отрицательным. Чем меньше число, тем сильнее выпирает колесо из арки. Если игнорировать рекомендацию вылета, например, «скат» будет брутально торчать, то увеличится рычаг нагрузки на подвеску. Как следствие, узлы начнут изнашиваться быстрее, включая ступичные подшипники. Управление станет валким. Увеличится радиус разворота.

  • Сверловка. Конструкция ступиц у автомобилей разная. Чтобы диск подошёл по креплениям, производители наносят соответствующую маркировку PCD (Pitch Circle Diameter). На нашем примере PSD 4×100. Она означает, что обод крепится на 4 болта (гайки), диаметр по центрам которых составляет 100 мм. В среде автомобилистов сверловка называется – разболтовка.

  • Центральное отверстие. Ещё один важный параметр, благодаря которому колесо отцентровывается на ступице. У нас это DIA1. Измеряется в миллиметрах. У железных ободьёв монтажное отверстие строго установленного размера, под определенное ТС, так как данный тип колёс тяжёлый. На литье параметр DIA, как правило, увеличенный. Это позволяет охватить более широкий круг потребителей. Зазоры можно устранить центровочными кольцами (втулками). Без отцентровки может появиться статический дисбаланс, который отразится в виде тряски.

Это главные параметры, которые изготовители традиционно наносят на железный диск снаружи, а на легкосплавный – внутри. Чтобы не искать маркировку на грязном колесе, её можно обнаружить на кузове машины. Производитель наносит информацию на шильдики или наклейки, которые традиционно размещает в таких метах, как: стойка водительского проёма, перчаточный ящик и обратная сторона лючка топливного бака.

На литых и кованых дисках часто указывают грузоподъёмность (wheel load capacity). Она может обозначаться, например, так WSP 500 kg. Как правило, маркировка размещается внутри полости спиц.

Форма крепежных отверстий

Автомобильный диск крепится на болты или гайки. Они могут быть с разной конфигурацией седла (Seat) – с конусом или сферой. В большинстве случаев на ободьях нет информации, каким типом болтов/гаек крепится колесо. Но иногда можно встретить такие маркировки, как:

  • BS (Ball Seat) – сфера;
  • CS (Cone Seat) – конус.

Если информации нет, то необходимо на ощупь определить, какого типа прижимания плоскость. Возможно, придётся покупать дополнительный крепёж.

Хампы

Большинство легковых колесных дисков промаркированы латинской литерой «Н». Буква расшифровывается, как Hump, что в переводе с английского языка на русский означает – выступ. Это конструктивный элемент, исключительно для бескамерных шин. Выглядит в форме кольцевого обруча вдоль закраины обода. Благодаря ему образуется паз, в который устанавливается борт шины.

Иногда в шиномонтажной мастерской слышны хлопки при накачивании колёс. Это покрышка становится на место, борт которой перескакивает через хамп. В большинстве случаев выступов на ободе по 2 шт., слева и справа. В таком случае диск маркируется «Н2». Но иногда Hump встречаются в единственном числе, поэтому ставится одинокая литера «Н».

Зачем нужен хамп? При резкой разгерметизации колеса на ходу покрышка не саморазбортируется, а останется в посадочных местах. Это позволяет избежать лишних повреждений обода, тормозных трубок и шлангов в колёсной нише. Эксплуатировать шины с камерами на дисках с хампами не запрещено.

Виды конструкций автомобильных дисков

Автомобильный диск состоит из двух элементов: сердцевина и обод. В большинстве случаев, эти части изготавливаются отдельно, после чего соединяются между собой. Современный рынок колёс предлагает потребителю 3 вида дисков:

  • Сварные
  • Литые
  • Сборные.

Первая категория это стальные штамповки. Обод и сердцевину изготавливают на разных станках, после чего соединяют и обваривают электросваркой.

Вторая категория – литые диски – тоже имеют обод и сердцевину, однако изготавливаются монолитной конструкцией при отливке алюминиевого сплава в матрицу.  Это самая широкая популяция колёс. К этой же категории относятся кованые ободья, так как формуются из единого куска метплла.

Третья категория – сборные диски. Они собираются из 2-х или 3-х деталей: сердцевина, обод и планка, которые крепятся между собой болтами. Конфигурация зависит от модельного ряда. Как правило, сердцевина изготавливается по технологии литья, а обод и планка – методом ковки. Такие колёса очень прочные, но достаточно редкие в продаже из-за высокой стоимости.

Выбрать колесные диски достаточно несложно, если руководствоваться маркировкой. Обозначения для легкосплавных и стальных ободьёв одинаковые, вне зависимости от того, в каком уголке планеты были изготовлены колёса. Найти параметры можно на диске или на кузове автомобиля.