Как выбрать летние шины: какие бывают, критерии выбора

Автомобильная покрышка – это второй по значимости элемент колеса, после диска. Обод передаёт через шину вращающую энергию на дорожное полотно, которую получает от приводных валов. Протектор обеспечивает сцепление с дорогой, что крайне необходимо в моменты: разгона, торможения, перестроения и при прохождении поворотов. Пневматический баллон служит демпфером, повышая уровень комфорта при передвижении.

Для сезонной эксплуатации предусмотрены зимние и летние шины. Есть всесезонные покрышки для круглогодичной эксплуатации. Но, такие колёса не могут идеально сочетать в себе характеристики для разных погодных условий. Например, летом нужна жёсткая резина, а зимой – мягкая. Поэтому, рекомендуется использовать покрышки в соответствии со временем года, а «всесезонку» использовать в исключительных случаях.

Эта статья посвящена летним шинам. Здесь мы рассмотрим вопросы: какие виды протектора существуют, как подбирать шины, какими параметрами они обозначаются и зачем летним покрышкам жёсткая конструкция.

 По каким параметрам нужно подбирать летние шины

В магазине покупатель обращает внимание на ценники и подходит к самым дешёвым колёсам. Такое поведение присуще многим, так как расходовать лишние деньги предпочитают единицы. Кроме устойчивого желания сэкономить, следует руководствоваться следующими критериями при подборе шин:

  • типоразмер покрышек – он должен соответствовать рекомендации производителя авто;
  • условия эксплуатации колёс: шоссе, просёлок или бездорожье;
  • протектор: направленный, ненаправленный, симметричный, асимметричный;
  • эластичность резины. Например, чем мягче покрышка, тем она шумнее и т.д.;
  • стиль вождения: агрессивный, принципиально правильный, медленный, спокойный.

Учитывая: технические параметры, особенности региона и личные предпочтения, можно подобрать разные моделей шин. А, из них выбрать самый приемлемый вариант по стоимости. Стоит сказать, что некоторая китайская и российская летняя резина вполне достойного качества.

Типоразмер

Перед тем, как выбрать летние шины, следует внимательно ознакомиться с таким параметром, как типоразмер. Это маркировка позволяет приобрести шины необходимого размера к дискам, утверждённые производителем автомобиля. Для примера возьмём типоразмер 205/55 R16.

Где найти типоразмер? Во-первых, он размещается на шине вашего ТС. Во-вторых, параметры есть в инструкции по эксплуатации ТС. В-третьих, информационная наклейка размещается кузове автомобиля в следующих местах:

  • полость перчаточного ящика (бардачок);
  • обратная сторона лючка топливного бака;
  • стойка кузова водительского проёма.

Стоит сказать, что кроме типоразмера автошины, на наклейке указывается размер диска и рабочее давление воздуха.

Как правило, типоразмер обозначается двух вариантов, например: 205/55 R16 и 195/60 R16. Второй вариант шин, с меньшими значениями, рекомендован для зимы. Узкая резина обладает лучшим сцеплением со снегом и льдом. Летом наоборот, эффективнее широкие покрышки с увеличенной площадью пятна контакта. Хорошее сцепление обеспечивает машине курсовую устойчивость на скоростном шоссе. Если автомобиль эксплуатируется на средних скоростях, до 100 км/ч, то широкие колёса не понадобятся. Можно приобретать летние шины среднего размера, что дешевле на четверть.

Вернёмся к маркировке. На нашем примере разберём основные обозначения:

  • 205 – ширина профиля покрышки в мм;
  • 55 – высота профиля в процентном соотношении к ширине, в нашем случае 205 х 55% = 112,7 мм;
  • R16 – диаметр посадочного обода покрышки в дюймах (R — это не радиус, Rim – это обод).

Если строчку типоразмера замыкает литера «С», то значит перед вами грузовая шина (для микроавтобусов). Расшифровывается, как Cargo или Commercial.

Виды протектора летних шин

Выбрать летние шины не просто, так как перед вами предстанут колёса с разным рисунком протектора. Дело в том, что для определённого стиля вождения и в определённых погодных условиях, будет эффективна разная беговая часть покрышки. От типа протектора зависят такие характеристики, как: проходимость, скорость, курсовая устойчивость, водоотвод, стойкость к истиранию и другое.

Поэтому, покупателю возможно подобрать резину только с одним из 4-х существующих видов протекторов:

  • симметричный ненаправленный – рисунок беговой части выполнен в виде прямоугольных блоков, равномерно распределённых по поверхности колеса. Это один из самых распространённых протекторов. Покрышки можно ставить на любую сторону машины и в любом направлении движения. Такой рисунок чаще наносят на универсальные шины, используемые на шоссе или просёлке;
  • симметричный направленный – этот вид протектора знаком автовладельцам, как — «елочка». Шины с таким рисунком также популярны среди автомобилистов. V-образные желоба лучше всего справляются с водоотводом. Поэтому, резина качественно себя проявляет в дождливых регионах. Устанавливать шины возможно на любую сторону авто, но только в одном направлении, согласно указателя «Rotation», на боковом профиле;
  • асимметричный ненаправленный – это современный комбинированный протектор. Одна часть шины оснащена универсальными блоками, а другая сторона состоит из желобов и осевых рёбер жёсткости. Такой тип протектора считается спортивным. Шины возможно устанавливать только на определённую сторону авто, согласно маркировок: «Outer» (внешняя сторона диска) и «Inner» (внутренняя сторона диска);
  • асимметричный направленный – ещё один современный комбинированный протектор. Одна сторона состоит из V-образных желобов, а другая часть шины содержит осевые рёбра жёсткости. Покрышки можно установить на автомобиль в строгом соответствии маркировкой: «Rotation» (направление), обозначениями «Outer» (внешняя сторона диска) и «Inner» (внутренняя сторона диска).

Шины с комбинированным протектором дорогие из-за сложного процесса изготовления. Кроме того, купить их поштучно нельзя. Отпускаются только комплектом. При этих недостатках, они обладают лучшими качествами курсовой устойчивости, менее шумные и наделены длительным ресурсом.

Индекс скорости

На что ещё следует обратить внимание, перед тем как окончательно выбрать летние шины? Отвечаем – обратите внимание на индекс скорости. Он обозначается одной латинской литерой, например, 205/55 R16 «S» Всего существует 17 индексов скорости, от минимального «J» — 100 км/ч до максимального «ZR» 240 км/ч. Литера «S» — это 180 км/ч. То есть максимальная скорость, при которой покрышка сохраняет свои технические характеристики. В специализированных шинных магазинах есть таблицы с расшифровками. Рекомендуется брать шины с небольшим, 15-20 %, запасом.

Индекс нагрузки

Ещё один важный параметр при выборе резины, это индекс нагрузки. Он обозначает 2-3-значными цифрами. Например, 205/55 R16 S «75».  Это не обозначение массы, а закодированное значение максимально допустимой нагрузки на колесо. Расшифровка указывается в специальных таблицах, где представлены обозначения от «60» до «129». Цифра 75, в нашем случае, означает 387 кг, что применимо для автомобилей C-класса. Рекомендуется также брать шины с запасом прочности от 20 до 30 %.

Жесткость резиновой смеси

Структура покрышки может быть мягкой и твёрдой. Для летней эксплуатации производят жёсткие покрышки, это улучшает: управляемость, курсовую устойчивость и снижает шум. Передвигаться на таких колёсах менее комфортно, чем на зимней или всесезонной резине. Но, автомобиль существенно экономит топливо, а покрышка меньше изнашивается.

Чтобы обеспечить шинам конструкционную жёсткость, при производстве в состав резиновой смеси добавляется технический углерод (сажа). Каждая шина содержит около 30% сажи. В противном случае, эластичные шины прилипали бы к асфальту.

Советы по эксплуатации и уходу за летними шинами

Чтобы продлить колёсам ресурс, за ними следует ухаживать. Во-первых, необходимо изучить правила сезонного хранения. Во-вторых, делать диагональную межосевую перестановку шин, так протектор изнашивается равномерно. В-третьих, мыть и обрабатывать поверхность шины силиконовой смазкой, которая замедляет процесс старения резины. В-четвёртых, следить за надлежащим давлением и проверять его не реже 1 раза в 2 недели. Измерять давление необходимо на остывших колёсах, лучше с утра.

Изготовители утверждают, что их покрышки прослужат до 10 лет. Отчасти, это вполне может быть. Например, если аккуратно водить автомобиль и наматывать на одометр менее 5 000 км за сезон. В среднем, жизненный срок летних покрышек составляет 50-60 тыс. км.

Покрышки с асимметричным и направленным протектором нельзя подвергать межосевой диагональной перестановке. Возможна только осевая перестановка. Например, с «передка» на заднюю ось, или наоборот.

Резюме. Отправляясь в магазин за летними шинами, следует знать их типоразмер, где преимущественно будут эксплуатироваться колёса, какой протектор более подходить вашему стилю вождения, какой нагрузке и максимальной скорости будет подвергнута резина. При надлежащем уходе и правильном хранении, резина прослужит дольше на пару сезонов.