Как заменить колесо автомобиля? Правила снятия и установки.

Для тех, кто учится на водительские права или недавно сел за руль будет полезно узнать, как заменить колесо на автомобиле. Некоторые водители со стажем тоже могут приобщиться к статье и вспомнить нюансы, так как наверняка подзабыли азы ремонта, предпочитая обращаться в сервис. В полевых условиях техпомощи нет и замену придётся проводить своими руками. Какие инструменты потребуются, как правильно ими пользоваться и какие подготовительные моменты стоит знать, об этом далее.

Правильно ставим автомобиль

Для того, чтобы поменять колесо, необходимо руководствоваться определёнными правилами. Сначала найдите ровное место, желательно с твёрдой поверхностью: асфальт, бетон или другое. Это необходимо для фиксации домкрата, который на рыхлой почве способен провалиться или завалиться вбок, вместе с машиной.

Затем выставите знак аварийной остановки: в черте города 15 м, за городом 30 м. Включите «аварийку». Автомобиль необходимо поставить на 1 или 2 скорость, зафиксировать колёса стояночным тормозом и подложить под шины противооткатные упоры (кирпичи, камни и другое). Если ремонт происходит на грунтовой дороге, желательно поискать на обочинах кусок доски, толщиной 40-50 мм. Он выполнит роль жёсткой площадки.

Подготовка

Машина зафиксирована, «аварийка» включена, знак аварийной остановки выставлен. Теперь необходимо ослабить (отпустить, сорвать) колёсные болты/гайки. Для этого вам потребуется шинный ключ – баллонник. Если его нет, то можно использовать головку с воротком или накидной ключ (рожковый не подойдёт).

В том случае, если крепления сильно окислились, необходимо хорошенько их очистить и обработать крепёж «жидким ключом». Как правило, проблемы возникают с открытыми гайками из-за коррозии на шпильках. Каждый болт (гайку) необходимо открутить всего на 1-1/2 оборота. Полностью демонтировать крепёж нельзя, иначе колесо попросту отскочит, а машина завалится набок.

Как снять колпак

Если стоит колпак? Этот декоративный элемент присутствует на многих моделях автомобилей. Он очень хрупкий и нарушить его, особенно на морозе, не составит труда. Неопытные водители часто ломают края, начиная поддевать заострённым концом балонника или монтажкой. Лучше снимать руками.

Для этого необходимо взяться за спицы, ближе к краю, и медленно потянуть на себя. Когда колпак немного вышел из посадочного места, следует перехватиться и повторить действие.

Как открутить секретки

Сняв декоративный колпак, водителя может ждать сюрприз – секретка (например, на недавно купленном автомобиле). Это противокражное устройство (гайка), препятствующее хищению колёс. Для демонтажа потребуется специальная насадка, которая, как правило хранится рядом с балонником или в бардачке. Секретку откручиваем первой. Если не помогло, необходимо отпустить все болты и проехать несколько метров. Крепление должно ослабнуть.

Если нет специального съёмника, берём головку поменьше и заколачиваем в гайку, а затем откручиваем воротком. Нет головки, подойдёт зубило или мощная отвёртка. Постукивая молотком по краю можно постепенно открутить злосчастную секретку. Рекомендуется перед этим остальные болты затянуть потуже.

Как установить домкрат

После того, как все гайки ослаблены (сорваны), необходимо установить домкрат. Это устройство поднимет машину, чтобы вы смогли снять колесо. Процедура опасная! Автомобили часто падают с домкратов, нередко калеча владельцев.

Подъёмное устройство может быть гидравлическим, пневматическим или механическим. К ним относятся домкраты:

  • подкатные;
  • цилиндрические;
  • винтовые;
  • реечные;
  • ромбические.

Последние 2 варианта – механические, в основном они входят в инструмент автомобиля. Остальные применяются в сервисных мастерских и на производствах.

Перед тем, как поднимать машину домкратом, необходимо высадить пассажиров и желательно разгрузить рабочую сторону. Под площадкой очистить поверхность от мелких камней, чтобы контакт был плотным. Подъёмную пятку следует направить в специальную поддомкратную выемку.

Если таковой нет, то придётся поднимать автомобиль за ребро порога, установив подъёмное устройство под передней стойкой дверей, чтобы сократить риск деформации кузова. В качестве прокладки между рабочей поверхностью домкрата и кузовным элементом, рекомендуется использовать кусок доски.

Поднимать следует плавно, без резких движений и раскачиваний. Обязательно подставляйте страхующие подпорки, бруски или кирпичи. Как только шина оторвётся от поверхности земли на 5-10 см, можно остановить подъём.

Как снять колесо с автомобиля

Теперь снимаем колесо. Сначала откручиваем нижние и боковые крепления, а самым последним — верхний болт (гайку). Если диск прикипел к ступичному цилиндру, можно слегка постучать по краю обода молотком или балонником, обмотанными в тряпку.

Как поставить колесо на место

Не рекомендуется надолго оставлять машину вывешенной. Поставить запасное колесо или докатку, нужно как можно скорее. Одеваем диск на направляющие шпильки, вкручиваем верхний болт (гайку), затем боковые и нижние. Притягиваем от руки.

Далее берём балонник и закручиваем крепёж с усилием крест-накрест, не раскачивая машину. Так диск равномерно сядет привалочной стороной к ступице. Опускаем автомобиль. Желательно, чтобы воздушный вентиль оказался внизу.

Снимаем домкрат. Снова протягиваем крепления крест-накрест, как можно сильнее. Рекомендуется болты смазать машинным маслом, чтобы снизить будущий риск закоксованности.

Ставим колесный колпак

Пришло время установить на колесо колпак. Протираем его, а заодно хорошенько чистим обод. Найдите на стальном обруче выемку для воздушного вентиля и приложите колпак к диску. Придерживайте это место коленом. Далее, аккуратно приставьте остальные крепления к краю обода. Две верхние защелки прижмите пальцами по направлению к ступице и одновременно вдавите колпак.

Затем вставьте оставшиеся крепления и слегка подстукните рукой. Если верхние направляющие не ввести первыми, то стальное кольцо останется напряжённым и не даст остальным элементам попасть в посадочные места. При замене колеса проходила на морозе, колпак лучше подержать немного в тёплом салоне машины, чтобы он стал более эластичным.

Правильно заменить колесо в дороге сможет любой водитель, даже девушка. Главное – наличие домкрата и ключей. В случае с закоксованными болтами (гайками) или секретками — потребуются небольшие слесарные навыки. Возьмите на вооружение некоторые рекомендации, они действительно помогают в дороге.