Зимние фрикционные шины — виды и особенность

Тут можно купить зимние шины в интернете в наличии и под заказ.

Современные российские автолюбители, могут установить на автомобиль зимние шины двух типов: шипованные и фрикционные. «Шиповка» знакома нескольким поколениям водителей. А, вот о фрикционной резине, более известной в кругах автомобилистов, как «липучка», осведомлено мало россиян. Особенности таких колёс в том, что они не оснащаются шипами и используются в регионах с умеренными и тёплыми зимами. Основная стихия «липучек» — слякоть и рыхлый снег.

Разновидности зимних нешипованных шин

Фрикционные шины разделяются на два вида: скандинавские и европейские. Климат в Северной и Западной Европе разный, поэтому покрышки имеют ряд конструктивных отличий. Одни колёса рассчитаны на преодоление глубокого снега и продолжительные морозы до -25° -30°C. Другие шины адресованы для эксплуатации по мокрому асфальту или слякоти, с суточными перепадами температуры -/+.

  • Скандинавские шины – предназначены для эксплуатации по заснеженным, укатанным и обледенелым дорогам. Как правило, данный вид покрышек имеет симметричный ненаправленный рисунок протектора с большим количеством ромбовидных и прямоугольных шашечек. Они разделены широкими желобами, с глубиной 9-10 мм. При движении, широкие желоба прекрасно самоочищаются. Благодаря агрессивному протектору, скандинавская покрышка наделена хорошими сцепными и вездеходными характеристиками.
  • Европейские шины – предназначены для эксплуатации по сырому дорожному полотну. Практически все модели евро-липучек, имеют симметричный направленный V-образный рисунок протектора. Основные желоба продублированы более мелкими дренажными канавками, направленными от центральных радиальных каналов к краю колеса. Такая форма рисунка лучшего всего справляется с водоотводом, обеспечивая сухое пятно контакта с дорогой.

Лидером в разработке и производстве фрикционных зимних шин, много десятилетий является компания Nokian (Финляндия).

Особенности состава резиновой смеси

Разный рисунок протектора, это не единственное отличие скандинавских и европейских шин друг от друга. Основной разницей является состав резиновой смеси и конструкционная особенность. Шины для холодного климата должны сохранять свою эластичность даже при сильных морозах. В противном случае, автомобиль будет скользить, как на окоченевшем пластике. Чем мягче покрышка, тем лучше её характеристики сцепления с дорожным полотном при отрицательных температурах.

Преимущество мягкой структуры пропадает, при относительно тёплой погоде: 0, +7°С. Излишняя эластичность становится причиной следующих недостатков:

  • резина быстрее изнашивается;
  • ухудшается курсовая устойчивость автомобиля;
  • возрастает расход топлива.

Европейские зимние шины наоборот, более твёрдые. Состав резины ближе к дождевым колёсам. Боковой профиль усиленный, что улучшает курсовую устойчивость. В салоне менее шумно, чем на скандинавских шинах.

Дабы улучшить сцепные характеристики с дорожным полотном, компания Nokian запатентовала и применяет специальную добавку в состав резины из микроскопических, прочных как алмазы многогранных кристаллообразных частиц. Технология называется «Концепция Nokian Cryo Crystal». Инновация применяется в таких моделях шин, как:

  • Nokian Hakkapeliitta R2;
  • Nokian Hakkapeliitta R2 SUV;
  • Nokian Hakkapeliitta CR3.

Скандинавские и европейские покрышки с технологией Cryo Crystal, повышают курсовую устойчивость автомобиля. Вместе с этим, производитель заявляет об исключительной износостойкости инновационных шин.

Ламели

Все современные зимние шины, как шипованные, так и фрикционные, оснащаются протектором с ламелями. Если внимательно посмотреть на поверхность колеса, можно увидеть множество микроразрезов. Их глубина 3-4 мм. Они наносятся только на блоки протектора, разделяя его на 3-4 микроблока. Под нагрузкой, блок расширяется в пятне контакта с дорогой. В работу включаются микроблоки. На сырой поверхности ламели впитывают воду. Образуется эффект прилипания колеса к поверхности. Такое явление обеспечило негласное название фрикционным шинам – «липучки».

Стоит сказать, что в протекторе летних колёс такой опции нет. Конкурентная борьба изготовителей покрышек, стал триггером для совершенствования конструкционных особенностей ламелей. Главная цель —  улучшить эксплуатационные характеристики производимых колёс.

Сегодня рынок предлагает резину со следующими видами ламелей:

  • прямая;
  • волнообразная (зигзаг) – повышает курсовую устойчивость;
  • Z-ламель – улучшает манёвренность;
  • Y-ламель – противостоит продольным и боковым усилиям;
  • 4-угольная ламель;
  • 3D ламель – обеспечивает равномерное распределение нагрузки;
  • П-образная ламель.

Ещё одна новинка – это ламель-насос. Изобретение запатентовано компанией Nokian. Принцип действия следующий: ламели-насосы, встроенные в боковые блоки, выкачивают воду из пятна контакта по принципу насоса и обеспечивают надежное сцепление с дорогой. Впитавшаяся вода удаляется из ламелей под действием центробежной силы.

Типоразмер

Типоразмер шин – это основной параметр колеса, благодаря которому можно подобрать резину с учётом технических характеристик автомобиля и условий эксплуатации. Маркировка наносится на боковой профиль шины крупными символами. Например, 175/65 R14. Чтобы не выискивать размер на колесе, его можно отыскать на кузове автомобиля. Информационные таблички размещаются:

  • в перчаточном ящике (бардачке);
  • на внутренней стороне лючка бензобака;
  • на стойке дверного проёма с водительской или пассажирской стороны.

Находясь дома, типоразмер можно найти в инструкции по эксплуатации ТС, раздел технические характеристики. Расшифровывается маркировка (на нашем примере 175/65 R14) следующим образом:

  • 175 – ширина покрышки в мм (протектора);
  • 65 – высота бокового профиля в процентном соотношении от ширины покрышки (рекомендуется 1/3 часть);
  • R14 – монтажный диаметр шины, измеряется в дюймах (1 дюйм = 2,54 см).

Как было отмечено, рекомендуемая высота профиля, — это 1/3 часть от ширины протектора. Но, зимой рекомендуется ставить шины уже. Поэтому, лучшим вариантом станут покрышки 175/70 R14. Узкое колесо на снегу обладает лучшими качествами сцепления.

Репортёры журнала «За рулём» протестировали зимние покрышки Nokian Hakkapeliitta 5, с типоразмерами: 195/65R15 и 205/55R16. Лучшим противодействием к скольжению по снегу (слэшнеппингу) обладали 195-е колеса на 65-м профиле. Таким образом, «дедовская» заповедь — чем зимняя шина уже, тем лучше, остаётся неопровержимой.

Индекс скорости

Перед тем, как окончательно выбрать зимние покрышки, стоит обязательно учесть допустимый индекс скорости. Параметр маркируется на шине, вместе с типоразмером, например, 175/65 R14 S. Литера «S» это закодированная информация, которая расшифровывается, как 180 км/ч. Всего, производители оперируют 17-ю индексами скорости, от минимального «J» — 100 км/ч до максимального «ZR» 240 км/ч. Полная информация располагается в технических таблицах. Они есть в каждом магазине, специализирующемся на продаже колёс. Рекомендуется брать шины с запасом 15-20%, от предельной скорости.

Индекс нагрузки

Ещё одним важным конструкционным параметром покрышки, является индекс нагрузки. Он маркируется 2-3-значными цифрами, а наносится перед литерой индекса скорости. Например, 175/65 R14 70 S. Цифра «70» — это не нагрузка в кг. Это закодированное значение, которое расшифровывается, как 335 кг. Всего существует несколько десятков закодированных цифровых обозначений. Они сформированы в технической таблице по порядку: от «62» (265 кг) до «129» (1700 кг). Если брать комплект покрышек с типоразмером из нашего примера, то он подойдёт на автомобиль с максимальной разрешённой массой 1340 кг, например, ВАЗ-2114 (1395 кг). Расчёт прост: 335 кг х 4 колеса = 1340 кг.

Правила обкатки зимних фрикционных шин

Некоторые автомобилисты будут удивлены, но после приобретения новых покрышек их рекомендуется обкатать. Причём данную процедуру советуют сами производители шин. Дело в том, что покрышка достаточно сложный элемент. Конструкция состоит из нескольких слоёв резины различной структуры и множества волокон и каркаса корда. Чтобы слои надёжно связались между собой и шины адаптировались к внешней среде, следует обеспечить им режим обкатки.

Потребуется эксплуатировать автомобиль в щадящем режиме: без пробуксовок, не превышая 80-90 км/ч, исключая резкие манёвры и перестроения. В таком темпе предстоит проехать 400-500 км. Не стоит преодолевать дистанцию маршем. Резина должна нагреваться и остывать несколько раз в естественных условиях эксплуатации. Покрышки, адаптированные по правилам, прослужат намного дольше.

Срок службы зимней липучки

Производители покрышек гарантируют, что их изделия прослужат 10 лет или преодолеют дистанцию 80-100 тыс. км. Параметр пробега маркируется на колесе, как Treadwear. Бережное использование комплекта зимних покрышки на протяжении 7-9 сезонов с небольшими пробегами — это реально. А, вот изнашиваются они быстрее, чем заявлено изготовителями. Колёса приходят в негодность на дистанции 50-60 тыс. км. Российские колёса имеют меньший запас прочности на 10-12 тыс.км.

Срок эксплуатации зависит от даты изготовления колёс. Время выпуска шин на заводе, маркируется на боковом профиле покрышки в виде двузначного числа в овальной форме. Например, 0415. Первые две цифры — это порядковая неделя года. Вторые две цифры — это год. В нашем случае, шины произведены на 4-й неделе января 2015 года.

Если продавец магазина предлагает купить шины, изготовленные 4-5 лет назад, то лучше отказаться от покупки. Согласно ГОСТ 24779-81, торговая точка должна вернуть залежалые колёса производителю на переработку.

Определить, что покрышки приходят в негодность, можно по внешнему виду. Если резина имеет множество глубоких и длинных трещин, значит срок её службы подошёл к концу. Ещё стоит обратить внимание на износ протектора и его остаточную глубину. Категорически не рекомендуется эксплуатировать зимние фрикционные шины, если остаточная глубина протектора менее 4 мм.

Как сэкономить на покупке

Все мы любим экономить, а некоторые целенаправленно выискивают выгодные схемы сбережения средств. Как можно купить одну и ту же модель резины за разные суммы? Всё просто, сыграть на размере. Например, вместо 205/55 R16, можно приобрести и поставить 195/65 R15. Разница стоимости между R16 и R15 составляет 30%. Правда придётся потратиться на штампованные диски, но даже эти расходы окупятся. Такой способ, рекомендован испытателями журнала «За рулём» и не противоречит техническим характеристикам автомобиля. Что касается меньшего диаметр диска, то разницу компенсирует высокий профиль покрышки.

Вопрос экономии на приобретении б/у резины, остаётся открытым. Здесь высок риск нарваться на дефектные покрышки. Невидимые глазу: грыжи, заделанные порезы и деформированный корд — могут стать неприятным сюрпризом после покупки. Поэтому, рекомендации отовариваться на вторичке, вы точно не услышите от профессиональных водителей.

Чтобы правильно подобрать фрикционные шины, необходимо учитывать климатические условия и ландшафт. В сельской местности, более эффективными будут покрышки с глубоким протектором. В городах, с тёплыми и дождливыми зимами, предпочтительно использовать покрышки с V-образным протектором. Обязательно стоит учитывать характеристики ТС и подбирать резину соответствующего типоразмера, допустимой нагрузки и скорости. Для тех, кто захочет сэкономить на приобретении «липучек», то это вполне осуществимо. Достаточно «сыграть на размере», что абсолютно не отразится на эксплуатационных характеристиках автомобиля.