Зимние шины б/у — как выбрать? Что учитывать?

Пока зима окончательно не вступила в права, у автовладельцев остаётся немного времени, чтобы выбрать для эксплуатации на 1-2 сезона зимние шины б/у. Приобретение подержанных покрышек вполне оправданно с экономической точки зрения, если речь идёт о непродолжительной эксплуатации. Например, вы собираетесь продавать транспортное средство. Уж лучше поставить брендовые Bridgestone или Nokian с пробегом, чем дешёвые новые китайские. Но перед покупкой следует теоретически подготовиться, чтобы не взять дефектную резину. Кроме того, необходимо определиться, какие шины брать: шипованные или фрикционные.

Особенности и функции зимней резины

Вторичный рынок подержанной резины очень сильный. Здесь в широком ассортименте представлена «шиповка» и «липучка». Первый вариант – это скандинавский тип покрышек с ошипованным протектором. Он наиболее эффективен в северных регионах. Второй – это европейский или альпийский тип резины, известный в среде водителей, как «липучка». Нешипованные шины предназначены для эксплуатации в регионах с умеренными, влажными зимами.

У обоих типов покрышек глубокий протектор, 9-15 мм, который ежегодно изнашивается, приблизительно на 1,5 мм. По законодательству, зимние шины с остаточной глубиной 4 мм и меньше – эксплуатировать запрещено. У скандинавской резины после 1-2 сезонов в беговой части не будет доставать шипов.

В случае, если машина редко ездит зимой и протектор как новый, то это не означает, что покрышка продолжает соответствовать заводским характеристикам.  Дело в том, что резина имеет свойство стареть. Она рассыхается и дубеет. Поэтому, шины в хорошем состоянии, но произведённые 7-10 лет назад, гораздо хуже в управляемости, чем новые, а также менее надёжные.

Риски при покупке зимних шин б/у – на что смотреть

Запомните, что при желании купить подержанные покрышки, есть риск приобрести дефектные колёса. Некоторые автовладельцы пытаются избавиться от некачественной резины, умалчивая о её недостатках и невидимых повреждениях. А, жуликоватые продавцы практикуют сбыт восстановленной резины. Благодаря современных технологиям, выброшенные на свалку шины можно реанимировать (заклеить, наварить, нарезать). Чем и занимаются наши соотечественники в шиномонтажных мастерских, а потом отправляют восстановленные покрышки на рынок.

Дата производства

На этот параметр рекомендуется обратить внимание главным образом. Хорошие, но старые, колёса, могут буквально разваливаться при эксплуатации. Взрыв шины на скорости способен спровоцировать тяжёлое ДТП.

Где смотреть дату выпуска? Её наносят в виде 4 цифр, например, «2516» на боковой профиль в овальной фигуре. Данная информация означает, что резину выпустили на 25-неделе (июнь) 2016 года.

Остаточная глубина протектора

Выбирая зимние б/у шины, обратите внимание на состояние беговой части. Вряд ли вам захочется покупать изношенную резину. Согласно законодательству, допускается эксплуатация машин зимой, если остаточная глубина протектора не менее 4 мм (ПДД РФ, 5.). Чтобы измерить желоба, возьмите с собой штангенциркуь или специальный прибор. Как выглядит износ зимних покрышек в процентах:

  • 4мм — 100% («мертвая» резина);
  • 5мм — 80%;
  • 6мм — 65%;
  • 7мм — 50%;
  • 8мм — 35%;
  • 9мм — 20%;
  • 10мм — 0% («новая» резина).

Рекомендуется брать шины, с износом от 50%, т.е., с остаточной глубиной протектора не менее 7 мм.

Количество шипов

В процессе эксплуатации «стальные когти» выпадают или стираются. Хорошо, если вам попадётся резина от бережного автовладельца, с полным комплектом шипов. Не приветствуется излишнее ошипование, которым не пренебрегают некоторые водители. Такая инициатива не поощряется государством, которое установило регламент:

  • R13 — R14 — не более 90 шп;
  • R15 — 110 шп;
  • R16 — не более 130 шп.

Если на беговой части отсутствуют 50-60% шипов, лучше от покупки отказаться. Дело в том, что дошиповка в разбитые посадочные места может стать напрасной, так как новые «когти» вылетят после 4-5 заездов.

Ремонтные латки

При эксплуатации автомобиля по плохим дорогам первыми страдают колёса. Можно легко пропороть боковину покрышки, случайно заехав на промзону или к соседу на участок, где идут строительные работы. Если резина совсем новая, её пытаются восстановить. На место разрыва или грыжи ставят армированные латки. Но такие покрышки допускается эксплуатировать только на задней оси. Поэтому, если видны следы восстановления – лучше от покупки отказаться.

Трещины на резине

Они неизбежно появляются через несколько сезонов. Если покрышки относительно «свежие», но имеют растрескивание структуры, значит были нарушены условия эксплуатации (перегруз, не правильное давление) и хранения. Покрышки с трещинами непредсказуемы: иногда они способны прослужить ещё долго, а могут взорваться на ходу, уже через 1-2 месяца.

Скрытые дефекты

Обнаружить их при осмотре невозможно. К таким повреждениям относятся: разрыв корда, зарождающаяся грыжа, нарушение каркаса. Нежданные «сюрпризы» могут дать о себе знать при установке покрышек на диски в шинной мастерской или в первые дни эксплуатации. Грыжа способна проявиться после подачи давления в колесо.

Дисбаланс может показать себя на балансировочном станке. Существует два вида дисбаланса: статический и динамический. В первом случае колесо подпрыгивает, во втором – восьмерит. Второй тип нарушения ещё возможно исправить грузиками. Первый нельзя.

Если скрытые дефекты обнаружились только на шиномонтаже, следует предпринять попытку вернуть плохие покрышки продавцу. Эксплуатировать машину с повреждённой резиной не рекомендуется, так как она поспособствует раннему выходу из строя подвески и рулевого управления.

Соблюдайте правила осмотра б/у зимней резины, и только тогда вы сможете выбрать хороший комплект. Договаривайтесь с продавцом о возможности возврата, если при шиномонтаже проявятся скрытые дефекты. Избегайте старых и потрескавшихся покрышек. А также измеряйте глубину протектора, и если она менее 7 мм, то лучше не покупайте.